Французское Просвещение. Особенности развития мотивы и образы. Белопольская И.А. - 20 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

20
вили сторонник и материалистического взгляда на мир, выражавшего передовые
устремления научной мысли.
В 1773 году по приглашению Екатерины II Дидро посещает Россию. Как и
многие просветители, Дидро разделял иллюзию о возможности устройства справед-
ливого общества во главе с просвещенным королем, философом на троне. В лице
Екатерины II он видел монархиню стремящуюся править страной в соответствии с
достижениями науки и просвещения. Такому взгляду в немалой степени способство-
вала политика, которую Екатерина II проводила по отношению к Западной Европе и
ее выдающимся людям. Русская императрица стремилась в глазах общественного
мнения Западн ой Евр опы выглядеть мудрой просвещенной монархиней. Находясь в
России, Дидро давал Екатерине советы, касающиеся самых разных сторон ее дея-
тельности, в том числе и в области искусства. Именно Дидро посоветовал русской
императрице пригласить в Россию для создания памятника Петру I скульптора
Фальконе, он советовал ей, какие картины приобретать на парижских худо жествен-
ных выставках - впоследствии они составили основную часть ху дожественных цен-
ностей Эрмитажа. По пр едложению Дидро в Петербурге был основан институт бла-
городных девиц, получивший название Смольного. Кроме того - и это самое важное
- Дидро в России вынашивал планы общественных преобразований. По просьбе Ека-
терины он составил записку с предложениями реформ в России. Правда, Екатерина
их так и не осуществила.
Политические убеждения Дидро , его о бщественная деятельность, естественно,
повлияли и на его взгляды в области искусства.
Эстетические взгляды. Дидро в свое время достиг большой известности и как
художественный к ритик, и как теоретик искусства. Он стремился активно повлиять
на формирование художественных вкусов у своих современников, вернее даже ска-
зать - сформировать эти новые вкусы. Дидро считал, что порочная общественная
система развращает людей и искажает их представления о красоте. "При деспотизме
красота, - писал он, - это красота рабов"
9
. Что является прекрасным в понимании
Дидро? Для него это истина, и она должна служить интересам всех. Античное искус-
ство потому было прекрасным, что народ был и его судьей, и служил моделью для
художни ка. Отсюда Дидро делает вывод о том, что современное искусство должно
обратиться к новым темам и проблемам. Не борьба с роком, а борьба человека про-
тив общественной несправедливости должна стать содержанием искусства.
Художник, считает Дидро, служит народу, но для этого ему необходимо при-
близить искусство к людям, демократизировать его. В искусстве и прежде всего в
драматических жанрах, популярных в то время, должен появиться новый герой, взя-
тый из демократической среды. Именно благодаря такого рода герою худо жник, как
считает Дидро, может и волновать и воспитывать зрителя. Но это невозможно сде-
лать в тех рамках, которые навязывал художнику классицизм, не отражавший слож-
ной правды жизни, запрещавший смешивать трагическое и комическое, возвышен-
ное и смешное. Но в жизни эти начала как раз смешиваются, следовательно, их обя-
зательное разделение в искусстве ведет к его обеднению.
                                       20
вили сторонники материалистического взгляда на мир, выражавшего передовые
устремления научной мысли.
      В 1773 году по приглашению Екатерины II Дидро посещает Россию. Как и
многие просветители, Дидро разделял иллюзию о возможности устройства справед-
ливого общества во главе с просвещенным королем, философом на троне. В лице
Екатерины II он видел монархиню стремящуюся править страной в соответствии с
достижениями науки и просвещения. Такому взгляду в немалой степени способство-
вала политика, которую Екатерина II проводила по отношению к Западной Европе и
ее выдающимся людям. Русская императрица стремилась в глазах общественного
мнения Западной Европы выглядеть мудрой просвещенной монархиней. Находясь в
России, Дидро давал Екатерине советы, касающиеся самых разных сторон ее дея-
тельности, в том числе и в области искусства. Именно Дидро посоветовал русской
императрице пригласить в Россию для создания памятника Петру I скульптора
Фальконе, он советовал ей, какие картины приобретать на парижских художествен-
ных выставках - впоследствии они составили основную часть художественных цен-
ностей Эрмитажа. По предложению Дидро в Петербурге был основан институт бла-
городных девиц, получивший название Смольного. Кроме того - и это самое важное
- Дидро в России вынашивал планы общественных преобразований. По просьбе Ека-
терины он составил записку с предложениями реформ в России. Правда, Екатерина
их так и не осуществила.
      Политические убеждения Дидро, его общественная деятельность, естественно,
повлияли и на его взгляды в области искусства.
      Эстетические взгляды. Дидро в свое время достиг большой известности и как
художественный критик, и как теоретик искусства. Он стремился активно повлиять
на формирование художественных вкусов у своих современников, вернее даже ска-
зать - сформировать эти новые вкусы. Дидро считал, что порочная общественная
система развращает людей и искажает их представления о красоте. "При деспотизме
красота, - писал он, - это красота рабов"9. Что является прекрасным в понимании
Дидро? Для него это истина, и она должна служить интересам всех. Античное искус-
ство потому было прекрасным, что народ был и его судьей, и служил моделью для
художника. Отсюда Дидро делает вывод о том, что современное искусство должно
обратиться к новым темам и проблемам. Не борьба с роком, а борьба человека про-
тив общественной несправедливости должна стать содержанием искусства.
      Художник, считает Дидро, служит народу, но для этого ему необходимо при-
близить искусство к людям, демократизировать его. В искусстве и прежде всего в
драматических жанрах, популярных в то время, должен появиться новый герой, взя-
тый из демократической среды. Именно благодаря такого рода герою художник, как
считает Дидро, может и волновать и воспитывать зрителя. Но это невозможно сде-
лать в тех рамках, которые навязывал художнику классицизм, не отражавший слож-
ной правды жизни, запрещавший смешивать трагическое и комическое, возвышен-
ное и смешное. Но в жизни эти начала как раз смешиваются, следовательно, их обя-
зательное разделение в искусстве ведет к его обеднению.