Французское Просвещение. Особенности развития мотивы и образы. Белопольская И.А. - 21 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

21
Классицистическое требование соблюдать "чистоту" жанра, то есть не
смешивать трагедию и комедию, не позвол яет правдиво отразить жизнь. Следова-
тельно, надо реформировать систему жанров. И Дидро наряду с трагедией и комеди-
ей вводит так называемый "средний жанр " - драму, где изображение высоких чувств
сочетается с обращением к быту, к жизни третьего сосло вия, которое раньше можно
было изображать только в комедиях, в смешных ситуациях. Но высокие чувства, пе-
реживания трагических ситуаций, считает Дидро, имеет место и в среде незнатных
людей. Выдвигая как первоочередную задачу современного искусства создание об -
раза нового героя, Дидро считает необхо димым уделить особое внимание изображе-
нию среды, ок ружающей его. Художник должен проникать в социальные причины
поведения че ловека, а для этого надо изучать среду. "В обществе каждая среда, -
пишет Дид ро, - имеет свой характер и свое выражение - р емесленник , дворник, про-
столюдин, писатель, священник, чиновник, военный"
10
. Драматическое искусство,
считает Дидро, должно превратиться в живую картину быта и нравов. В театре этому
должна также способствовать и декорация, которой надлежит точно воспроизвести
место действия со всеми деталями для создания иллюзии по длинной жизни.
Таким образом, Дидро открывает дорогу реалистическому искусству, которое
он противопоставляет классицизму, намечая тем самым конец его господ ству во
французской литературе.
Философская проза Дидро. "Монахиня ".
Свои эстетические принципы Дид-
ро стремится воплотить прежде всего в собственном творчестве. Но в драматургиче-
ских жанрах он не достигает большого успеха. Созданные им пьесы имеют лишь ис-
торическую ценность. Вместе с тем прозаические прои зведения Дидро, которым он
сам не придавал большого значения, оставили заметный след в европейском искус-
стве. Такова знаменитая философская по весть "Монахиня" (1760). Именно в этом
произведении писателю удалось соединить глуб ину и значительность проблематики
с новыми художественными принципами реалистического искусства, которые были
провозглашены им в его теоретических работах по эстетике.
В повести "Монахиня" Дидро обращается к основному вопросу всей просве-
тительской эпохи - вопросу о человеке. Но в отличие от многих мыслителей своего
времени он переводит его из плоскости отвлеченных абстракций в более конкретный
жизненный план. Такая установка писателя обращает его к наследию английского
романиста Ричардсона, первым в восемнадцатом веке изобразившем в своих произ-
ведениях ч астного , обычного человека в его повседневном быту. Как и Ричардсон,
Дидро рисует судьбу обычного человека - девушки по имени Сюзанна Симонен , до-
чери парижского адвоката, которую он показывает в ее столкн овении со средой. Но
в отличие от Ричардсона Дидро интересует не личное, индивидуальное в герое, но
то, что делает его членом общества, его гражданские качества. Через призму отдель-
ной судьбы Дидро стремится показать законы общества. На отдельной ч астной че-
ловеческой жизни он проверяет состоятельность целой общественной системы. По-
этому, взяв в основу ситуацию близкую к романам Р ичардсона, Дидро в отличие от
последнего придает ей острый гражданский и политический смысл. Это позволило
                                        21
      Классицистическое      требование соблюдать "чистоту" жанра, то есть не
смешивать трагедию и комедию, не позволяет правдиво отразить жизнь. Следова-
тельно, надо реформировать систему жанров. И Дидро наряду с трагедией и комеди-
ей вводит так называемый "средний жанр" - драму, где изображение высоких чувств
сочетается с обращением к быту, к жизни третьего сословия, которое раньше можно
было изображать только в комедиях, в смешных ситуациях. Но высокие чувства, пе-
реживания трагических ситуаций, считает Дидро, имеет место и в среде незнатных
людей. Выдвигая как первоочередную задачу современного искусства создание об-
раза нового героя, Дидро считает необходимым уделить особое внимание изображе-
нию среды, окружающей его. Художник должен проникать в социальные причины
поведения человека, а для этого надо изучать среду. "В обществе каждая среда, -
пишет Дидро, - имеет свой характер и свое выражение - ремесленник, дворник, про-
столюдин, писатель, священник, чиновник, военный"10. Драматическое искусство,
считает Дидро, должно превратиться в живую картину быта и нравов. В театре этому
должна также способствовать и декорация, которой надлежит точно воспроизвести
место действия со всеми деталями для создания иллюзии подлинной жизни.
      Таким образом, Дидро открывает дорогу реалистическому искусству, которое
он противопоставляет классицизму, намечая тем самым конец его господству во
французской литературе.
      Философская проза Дидро. "Монахиня". Свои эстетические принципы Дид-
ро стремится воплотить прежде всего в собственном творчестве. Но в драматургиче-
ских жанрах он не достигает большого успеха. Созданные им пьесы имеют лишь ис-
торическую ценность. Вместе с тем прозаические произведения Дидро, которым он
сам не придавал большого значения, оставили заметный след в европейском искус-
стве. Такова знаменитая философская повесть "Монахиня" (1760). Именно в этом
произведении писателю удалось соединить глубину и значительность проблематики
с новыми художественными принципами реалистического искусства, которые были
провозглашены им в его теоретических работах по эстетике.
      В повести "Монахиня" Дидро обращается к основному вопросу всей просве-
тительской эпохи - вопросу о человеке. Но в отличие от многих мыслителей своего
времени он переводит его из плоскости отвлеченных абстракций в более конкретный
жизненный план. Такая установка писателя обращает его к наследию английского
романиста Ричардсона, первым в восемнадцатом веке изобразившем в своих произ-
ведениях частного, обычного человека в его повседневном быту. Как и Ричардсон,
Дидро рисует судьбу обычного человека - девушки по имени Сюзанна Симонен, до-
чери парижского адвоката, которую он показывает в ее столкновении со средой. Но
в отличие от Ричардсона Дидро интересует не личное, индивидуальное в герое, но
то, что делает его членом общества, его гражданские качества. Через призму отдель-
ной судьбы Дидро стремится показать законы общества. На отдельной частной че-
ловеческой жизни он проверяет состоятельность целой общественной системы. По-
этому, взяв в основу ситуацию близкую к романам Ричардсона, Дидро в отличие от
последнего придает ей острый гражданский и политический смысл. Это позволило