Французское Просвещение. Особенности развития мотивы и образы. Белопольская И.А. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

22
рассматривать повесть "Монахиня" как одно из наиболее революционных
произведений во всей французской просветительской литературе.
Небольшая по объему эта повесть отличается необычайной насыщенностью
содержания не только бл аго даря особой выразительности представленных в ней об-
разов, прежде всего образа Сюзанны, но и благодаря многоплановости повествова-
ния. В целом в "Монахине" можно выделить три наиболее значительных плана - это,
во-первых, общество и семья, во-вторых, - монастырь с его порядками, которые
Дидро подвергает резкой критике, и, в третьих, в повести п рисутствует комплекс
идей, связанный с таким понятием, как природа. Последнее понятие, имело для про-
светителей особенно большое значение, так как природа рассматривалась ими как
одна из основ существования человека. Этот план повествования Дидро связывает с
образом Сюзанны Симонен.
Обратимся к первому плану - изображению общества. Историю Сюзанны Си-
монен Дидро рассматривает во вполне реальных, конкретных бытовых обстоятель-
ствах. Сюзанна растет в семье состоятельного адвоката, у нее две сестры, которых
родители обеспечили приданым в отличие от Сюзанны . Кроме того, Сюзанна по-
стоянно испытывает неприязнь со стороны сестер и даже матери, которая затем при-
знается ей в том, что она родилась у нее до брака, поэтому является незаконной и не
может р ассчитывать на равные права со своими сестрами. Более того, Сюзанне со-
общают, что ее присутствие в семье является нежелательным, так как она постоянно
напоминает матери о человеке, который в свое время обманул ее. Мать предл агает
Сюзанне уйти в мо настырь, пытаясь убедить девушку, что для нее - незаконной до-
чери и бесприданницы, это еди нственный путь. Так Дидро устанавливает связь меж-
ду обществом и монастырем. Последний выступает в повести как прибежище для
тех, кто отвержен обществом, как средство защиты общества от людей, кото рые ему
не нужны. К тому же согласно обычаям, Сюзанна должна покинуть мирскую
жизнь чтобы замаливать перед Богом грехи своих родителей. Дидро же считает,
что родители не в праве требовать такое самоотречение от своих детей. На примере
Сюзанны он показывает несправедливость этого порядка, упрекая церковь за то, что
она его поддерживает. Но по-настоящему критика церковной морали развертывается
в по вести у Дидр о там, где он изображает пребывание Сюзанны в монастыре, что
составляет второй и важнейший план его повествования. Описывая судьбу Сюзанны,
Дидро важнейшим, если не един ственным, фоном происход ящих в повести событий
делает монастырь, куда попадает Сюзанна и из которого она всячески пытается ос-
вободиться. Постриженная в монахини помимо своей воли, Сюзанна возбужд ает де-
ло о расторжении обета, а затем, когда судебный процесс заканчивается не в ее поль-
зу, она бежит из монастыря и, скрываясь от властей, идет в прачки, каждый час, ка-
ждое мгновение подвергаясь опасности быть разоблаченной и вновь водворенной в
монастырь.
По мере того, как Дидро прослеживает историю Сюзанны, он особенно под-
робно останавливается на тех преследованиях, которым она подвергается в мона-
стыре со сторо ны монахинь. Обращает на себя внимание, что в изображении Дидро
                                        22
рассматривать повесть "Монахиня" как одно из наиболее революционных
произведений во всей французской просветительской литературе.
      Небольшая по объему эта повесть отличается необычайной насыщенностью
содержания не только благодаря особой выразительности представленных в ней об-
разов, прежде всего образа Сюзанны, но и благодаря многоплановости повествова-
ния. В целом в "Монахине" можно выделить три наиболее значительных плана - это,
во-первых, общество и семья, во-вторых, - монастырь с его порядками, которые
Дидро подвергает резкой критике, и, в третьих, в повести присутствует комплекс
идей, связанный с таким понятием, как природа. Последнее понятие, имело для про-
светителей особенно большое значение, так как природа рассматривалась ими как
одна из основ существования человека. Этот план повествования Дидро связывает с
образом Сюзанны Симонен.
      Обратимся к первому плану - изображению общества. Историю Сюзанны Си-
монен Дидро рассматривает во вполне реальных, конкретных бытовых обстоятель-
ствах. Сюзанна растет в семье состоятельного адвоката, у нее две сестры, которых
родители обеспечили приданым в отличие от Сюзанны. Кроме того, Сюзанна по-
стоянно испытывает неприязнь со стороны сестер и даже матери, которая затем при-
знается ей в том, что она родилась у нее до брака, поэтому является незаконной и не
может рассчитывать на равные права со своими сестрами. Более того, Сюзанне со-
общают, что ее присутствие в семье является нежелательным, так как она постоянно
напоминает матери о человеке, который в свое время обманул ее. Мать предлагает
Сюзанне уйти в монастырь, пытаясь убедить девушку, что для нее - незаконной до-
чери и бесприданницы, это единственный путь. Так Дидро устанавливает связь меж-
ду обществом и монастырем. Последний выступает в повести как прибежище для
тех, кто отвержен обществом, как средство защиты общества от людей, которые ему
не нужны. К тому же согласно обычаям, Сюзанна должна покинуть мирскую
жизнь чтобы замаливать перед Богом грехи своих родителей. Дидро же считает,
что родители не в праве требовать такое самоотречение от своих детей. На примере
Сюзанны он показывает несправедливость этого порядка, упрекая церковь за то, что
она его поддерживает. Но по-настоящему критика церковной морали развертывается
в повести у Дидро там, где он изображает пребывание Сюзанны в монастыре, что
составляет второй и важнейший план его повествования. Описывая судьбу Сюзанны,
Дидро важнейшим, если не единственным, фоном происходящих в повести событий
делает монастырь, куда попадает Сюзанна и из которого она всячески пытается ос-
вободиться. Постриженная в монахини помимо своей воли, Сюзанна возбуждает де-
ло о расторжении обета, а затем, когда судебный процесс заканчивается не в ее поль-
зу, она бежит из монастыря и, скрываясь от властей, идет в прачки, каждый час, ка-
ждое мгновение подвергаясь опасности быть разоблаченной и вновь водворенной в
монастырь.
      По мере того, как Дидро прослеживает историю Сюзанны, он особенно под-
робно останавливается на тех преследованиях, которым она подвергается в мона-
стыре со стороны монахинь. Обращает на себя внимание, что в изображении Дидро