ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
24
ются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе,
сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник средь пустыря.
Посадите человека в лесн ую глушь - он одичает; в монастыре, где заботы о насущ-
ных потребностях усугубляются тяготами неволи, - еще того хуже. Из леса можно
выйти, из монастыря выхода нет... Нужда принижает, затворничество развращает".
12
В своем отстаивании общественного назначения человека Сюзанна проявляет
убежденность, страстность, становится своего рода борц ом, добиваясь поставленной
цели - уйти из монастыря. Борясь за свои человеческие права, Сюзанна проявляет
удивительную активность, показывая, что именно действие является самым эффек-
тивным средством в противостоянии злу и несправедливости. Так в романе раскры-
вается мысль о необходимости сплочения всех здоровых сил общества для борьбы с
гнусной действительностью. В лице Сюзанны Дидро показывает по длинно прекрас-
ного человека, которого не могут испугать и испортить никакие обстоятельства жиз-
ни и который может сам без посторонней помощи выстраивать собственную линию
поведения, хотя бы это грозило ему множеством опасностей.
Такого рода концепция героя определила в повести и его характер. Образ Сю-
занны - это с одной стороны п обеда реализма, так как перед нами обычный, кон-
кретный человек со своей конкретной судьбой и характером. Но с другой стороны -
в образе Сюзанны есть и элемент идеализации. Кроме того, отстаивая свои взгляды
на человека и его место в обществе, Дидро делает Сюзанну как бы рупором своих
идей. Нарушая психологическую достоверность образа, Дидро вкладывает в уста во-
семнадцатилетней Сюзанны мысли, которые могли родиться только в голове умуд-
ренного жизнью выдающегося философа, каким являлся сам Дидро. Поэтому, наря-
ду с глубиной мысли, повесть Дид ро отличает публицистическая страстность. Это
особенно по дчеркивается тем, что она написана от первого лица, а именно от лица
Сюзанны. Она описывает пережитое ею в письме, с которым она обращается к сво-
ему покровителю - маркизу. Эта форма н епосредственного обращения человека к
человеку, использовавшаяся и до Дидро, в его произведении приобретает особую
окраску - она становится формой, выражающей страстный призыв писателя к сопро-
тивлению несправедливым порядкам, что свидетельствовало не только о зрелости
французской просветительской мысли , но и подъеме всего общественного самосоз-
нания в целом. Вместе с тем об ращение к повествованию от первого лица позволило
Дидро показать внутреннее состояние героини, доведенной окружающей ее средой
до отчаяния, но борющейся до конца. В повести проявляется вера Дидро в возмож-
ности человека, в его способность переломить ситуацию, занять достойное его место
в обществе.
Этой же пробл еме - а именно проблеме места и назначения человека, отноше-
ний человека и среды посвящены и две другие философские повести Дени Дидро -
"Племянник Рамо" и "Жак-фаталист". Дидро развивает в них многое из того, что бы-
ло сказано им в "Монахине", но идет значительно дальше, подводя читателя к диа-
лектическому взгляду на человеческую природу и на взаимоотношения человека и
общества. Все это позволяет видеть в Дидро писателя, который предвосхитил мно-
24 ются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник средь пустыря. Посадите человека в лесную глушь - он одичает; в монастыре, где заботы о насущ- ных потребностях усугубляются тяготами неволи, - еще того хуже. Из леса можно выйти, из монастыря выхода нет... Нужда принижает, затворничество развращает".12 В своем отстаивании общественного назначения человека Сюзанна проявляет убежденность, страстность, становится своего рода борцом, добиваясь поставленной цели - уйти из монастыря. Борясь за свои человеческие права, Сюзанна проявляет удивительную активность, показывая, что именно действие является самым эффек- тивным средством в противостоянии злу и несправедливости. Так в романе раскры- вается мысль о необходимости сплочения всех здоровых сил общества для борьбы с гнусной действительностью. В лице Сюзанны Дидро показывает подлинно прекрас- ного человека, которого не могут испугать и испортить никакие обстоятельства жиз- ни и который может сам без посторонней помощи выстраивать собственную линию поведения, хотя бы это грозило ему множеством опасностей. Такого рода концепция героя определила в повести и его характер. Образ Сю- занны - это с одной стороны победа реализма, так как перед нами обычный, кон- кретный человек со своей конкретной судьбой и характером. Но с другой стороны - в образе Сюзанны есть и элемент идеализации. Кроме того, отстаивая свои взгляды на человека и его место в обществе, Дидро делает Сюзанну как бы рупором своих идей. Нарушая психологическую достоверность образа, Дидро вкладывает в уста во- семнадцатилетней Сюзанны мысли, которые могли родиться только в голове умуд- ренного жизнью выдающегося философа, каким являлся сам Дидро. Поэтому, наря- ду с глубиной мысли, повесть Дидро отличает публицистическая страстность. Это особенно подчеркивается тем, что она написана от первого лица, а именно от лица Сюзанны. Она описывает пережитое ею в письме, с которым она обращается к сво- ему покровителю - маркизу. Эта форма непосредственного обращения человека к человеку, использовавшаяся и до Дидро, в его произведении приобретает особую окраску - она становится формой, выражающей страстный призыв писателя к сопро- тивлению несправедливым порядкам, что свидетельствовало не только о зрелости французской просветительской мысли, но и подъеме всего общественного самосоз- нания в целом. Вместе с тем обращение к повествованию от первого лица позволило Дидро показать внутреннее состояние героини, доведенной окружающей ее средой до отчаяния, но борющейся до конца. В повести проявляется вера Дидро в возмож- ности человека, в его способность переломить ситуацию, занять достойное его место в обществе. Этой же проблеме - а именно проблеме места и назначения человека, отноше- ний человека и среды посвящены и две другие философские повести Дени Дидро - "Племянник Рамо" и "Жак-фаталист". Дидро развивает в них многое из того, что бы- ло сказано им в "Монахине", но идет значительно дальше, подводя читателя к диа- лектическому взгляду на человеческую природу и на взаимоотношения человека и общества. Все это позволяет видеть в Дидро писателя, который предвосхитил мно-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- …
- следующая ›
- последняя »