Французское Просвещение. Особенности развития мотивы и образы. Белопольская И.А. - 25 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

25
гое из того, что появится затем в реалистической литературе и будет ею
развито в XIX веке. Так, достижения французского реалистического романа XIX
века - романа Стендаля, Бальзака и т.д. - были бы невозможны без Дидро, несмотря
на то, что его художественная проза представлена всего несколькими небольшими
произведениями.
ЖАН - ЖАК РУССО
Биография. Третий крупнейший представитель французского Просвещения
после Вольтера и Дидро - Жан - Жак Руссо родился в 1712 и умер в 1778 году.
Руссо - мыслитель чрезвычайно своеобразный, во многом противоречивый. Но бу-
дучи таковым, он во многом превзошел и Дидро, и Вольтера, хотя в то же время по
некоторым вопросам он им уступил. Само выдвижение Руссо в ряды просветителей -
факт весьма знаменательный. Он родился в Женеве в семье часовщика, который со-
вмещал это занятие с тем, что был еще и учителем танцев. Рано оставшийся без ро-
дителей, Руссо в возрасте десяти лет был отдан в обучение к нотариусу, затем к гра-
веру. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он отправился странствовать, принял
католичество, отказавшись от протестантского вероисповедания, утвердившегося в
Женеве. В Савойе как новообращенный католик он был отправлен к даме-
покровительнице мадам де Варанс, у которой про был свыше десяти лет. Здесь Руссо
исполнял самые разные обязанности. Он был лакеем, у чителем музыки, переписчи-
ком нот и т.д., но главное - в доме мадам де Варанс Руссо по-настоящему почувство-
вал и полюбил красоту жизни на лоне при роды, красоту уединен ия, простые и сер-
дечные отношения между людьми.
В 1741 году Руссо решает поехать в Париж, чтобы попытаться найти себе ме-
сто в обществе. Как выходцу из незнатной среды ему это было достаточно сл ожно
сделать, но Руссо надеялся на то, что благодаря своим талантам он пробьется в жиз-
ни. В Париж он п ривез сочиненную им оперу "Сельский колдун", а также новую,
изобретенную им систему нотных знако в. К этому времени относится знакомство
Руссо с Дидро, который привлекает его к кружку энциклопедистов, помогает найти
свое место в сложной идеологической жизни той эпохи. Именно под воздействием
Дидро Руссо формиру ется как мысли тель и как представитель особого течения внут-
ри французского Просвещения, получившего затем название руссоизма. Руссоизм
оказал огромное влияние на развитие евро пейской философской мысли во второй
половине восемнадцатого века, а также в последующие эпохи. Отражение идей Рус-
со мы находим и в философских поисках Л.Н. Толстого, и во взглядах американско-
го ро манти ка XIX века - Торо, и в целом ряде произведений современных писателей.
Мировоззрение Руссо. Основные положения руссоизма получили отражение
прежде всего в теоретических работах французского писателя. Первую из них - зна-
менитое "Рассуждение о том, способствовали ли р азвитие наук и искусств очище-
нию нравов?" Руссо пишет в 1749 году, за что по лучает премию Ди жонской акаде-
мии, которая задала вопрос о роли наук и искусств в обществе. В 1754 году вышли
"Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми", а в 1762 году -
"Общественный договор".
                                        25
гое из того, что появится затем в реалистической литературе и будет ею
развито в XIX веке. Так, достижения французского реалистического романа XIX
века - романа Стендаля, Бальзака и т.д. - были бы невозможны без Дидро, несмотря
на то, что его художественная проза представлена всего несколькими небольшими
произведениями.
                                  ЖАН - ЖАК РУССО
      Биография. Третий крупнейший представитель французского Просвещения
после Вольтера и Дидро - Жан - Жак Руссо родился в 1712 и умер в 1778 году.
Руссо - мыслитель чрезвычайно своеобразный, во многом противоречивый. Но бу-
дучи таковым, он во многом превзошел и Дидро, и Вольтера, хотя в то же время по
некоторым вопросам он им уступил. Само выдвижение Руссо в ряды просветителей -
факт весьма знаменательный. Он родился в Женеве в семье часовщика, который со-
вмещал это занятие с тем, что был еще и учителем танцев. Рано оставшийся без ро-
дителей, Руссо в возрасте десяти лет был отдан в обучение к нотариусу, затем к гра-
веру. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он отправился странствовать, принял
католичество, отказавшись от протестантского вероисповедания, утвердившегося в
Женеве. В Савойе как новообращенный католик он был отправлен к даме-
покровительнице мадам де Варанс, у которой пробыл свыше десяти лет. Здесь Руссо
исполнял самые разные обязанности. Он был лакеем, учителем музыки, переписчи-
ком нот и т.д., но главное - в доме мадам де Варанс Руссо по-настоящему почувство-
вал и полюбил красоту жизни на лоне природы, красоту уединения, простые и сер-
дечные отношения между людьми.
      В 1741 году Руссо решает поехать в Париж, чтобы попытаться найти себе ме-
сто в обществе. Как выходцу из незнатной среды ему это было достаточно сложно
сделать, но Руссо надеялся на то, что благодаря своим талантам он пробьется в жиз-
ни. В Париж он привез сочиненную им оперу "Сельский колдун", а также новую,
изобретенную им систему нотных знаков. К этому времени относится знакомство
Руссо с Дидро, который привлекает его к кружку энциклопедистов, помогает найти
свое место в сложной идеологической жизни той эпохи. Именно под воздействием
Дидро Руссо формируется как мыслитель и как представитель особого течения внут-
ри французского Просвещения, получившего затем название руссоизма. Руссоизм
оказал огромное влияние на развитие европейской философской мысли во второй
половине восемнадцатого века, а также в последующие эпохи. Отражение идей Рус-
со мы находим и в философских поисках Л.Н. Толстого, и во взглядах американско-
го романтика XIX века - Торо, и в целом ряде произведений современных писателей.
      Мировоззрение Руссо. Основные положения руссоизма получили отражение
прежде всего в теоретических работах французского писателя. Первую из них - зна-
менитое "Рассуждение о том, способствовали ли развитие наук и искусств очище-
нию нравов?" Руссо пишет в 1749 году, за что получает премию Дижонской акаде-
мии, которая задала вопрос о роли наук и искусств в обществе. В 1754 году вышли
"Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми", а в 1762 году -
"Общественный договор".