Французское Просвещение. Особенности развития мотивы и образы. Белопольская И.А. - 27 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

27
цом природы является Бог мира. Руссо отвергает христианскую церковь и
отстаивает идеал лично й веры, которая предполагает культ природы, человеческого
сердца, нежных чувств. Это отразилось в его творчестве.
Сентиментализм Руссо и его роман " Юлия, или Новая Элоиза". В литера-
туре Руссо становится выразителем идей и ху дожественных принципов сентимента-
лизма. Как и английский писатель Стерн, Руссо большое внимание уделяет жизни
человеческого сердца, чувствам. Однако сентиментализм Руссо уже несколько иной.
В его первом романе "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), безусловно, заметно влияние
Ричардсона. Подобно Р ичардсону, Руссо предметом своего изображения делает ча-
стную жизнь, используя форму писем, также излюбленную и впервые примененную
английски м писателем. Определенное сходство есть и в выборе героев. Герои знаме-
нитого романа Ричардсона "Кларисса Гарлоу" - молодая девушка из буржуазного
класса и представитель английской знати. Изображая их отношения, писатель ставит
вопрос о человеческом достоинстве так называемого третьего сословия. Эта же про-
блема волнует и Руссо. Главными героями "Новой Элоизы" он делает молодого учи-
теля музыки Сен-Пре из среды бедных мещан и дочь богатого барона Юлию д,
Этанж. Как и в романе Ричардсо на, отношения героев у Руссо осложнены целым ря-
дом обстоятельств - это и сословное неравенство, и семейные интересы, и особенно-
сти характеров героев.
Однако если у Ричардсона на первый план выступают проблемы морали, то у
Руссо главным становится социальная проблематика.
Свой роман Руссо строит как историю любви Юлии и Сен-Пре. О своих чув-
ствах они пишут друг к другу в письмах, где делятся всем, что представляет для
них на данный момент какой-либо интерес. Мы видим, как зарождается любовь
Юлии и Сен-Пре, как она осознается героями, как она перерастает в страсть. Видим
все оттенки этой страсти. В по ле зрения героев могут попадать самые ничтожные с
точки зрения окружающих моменты жизни, но они значительны для них как влюб-
ленных - знаки вниман ия, которые они оказывают друг другу в чужом присутствии,
доверительные признания друзьям - Кларе и Бомстону, воспоминания о первой
встрече. Происходит в их жизни также и важное событие - Юлия становится воз-
любленной Сен-Пре. Другими словами, перед нами все признаки любовного романа.
Он и в дальнейшем строится как любовный роман. Юлия по настоянию отца выхо-
дит замуж за другого, а Сен-Пре уезжает. Но когда он возвращается, их любовь
вспыхивает снова, и опять Руссо прослеживает все оттенки испытываемых героями
чувств. В изображении любви у Руссо очень много автобиографического, того, что
сам он пережил с мадам де Варанс. Но главное для писател я - это не просто пове-
дать о себе. Воспроизводя историю героев, Руссо использует ее для того, чтобы по-
размышлять о пр ироде человеческого чувства, о доброд етел и, об их роли в общест-
венном поведении человека и главное - об общественной значимости чувства. На-
звание "Новая Элоиза" Руссо дает своему роману не случайно . Он хочет уподобить
судьбу Юлии и Сен-Пре истории живших в Средневековье несчастных любовников
Абеляра и Элоизы и тем самым подчеркнуть свое стремление к обобщению, к иссле-
                                       27
цом природы является Бог мира. Руссо отвергает христианскую церковь и
отстаивает идеал личной веры, которая предполагает культ природы, человеческого
сердца, нежных чувств. Это отразилось в его творчестве.
      Сентиментализм Руссо и его роман " Юлия, или Новая Элоиза". В литера-
туре Руссо становится выразителем идей и художественных принципов сентимента-
лизма. Как и английский писатель Стерн, Руссо большое внимание уделяет жизни
человеческого сердца, чувствам. Однако сентиментализм Руссо уже несколько иной.
В его первом романе "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), безусловно, заметно влияние
Ричардсона. Подобно Ричардсону, Руссо предметом своего изображения делает ча-
стную жизнь, используя форму писем, также излюбленную и впервые примененную
английским писателем. Определенное сходство есть и в выборе героев. Герои знаме-
нитого романа Ричардсона "Кларисса Гарлоу" - молодая девушка из буржуазного
класса и представитель английской знати. Изображая их отношения, писатель ставит
вопрос о человеческом достоинстве так называемого третьего сословия. Эта же про-
блема волнует и Руссо. Главными героями "Новой Элоизы" он делает молодого учи-
теля музыки Сен-Пре из среды бедных мещан и дочь богатого барона Юлию д,
Этанж. Как и в романе Ричардсона, отношения героев у Руссо осложнены целым ря-
дом обстоятельств - это и сословное неравенство, и семейные интересы, и особенно-
сти характеров героев.
      Однако если у Ричардсона на первый план выступают проблемы морали, то у
Руссо главным становится социальная проблематика.
       Свой роман Руссо строит как историю любви Юлии и Сен-Пре. О своих чув-
ствах они пишут друг к другу в письмах, где делятся всем, что представляет для
них на данный момент какой-либо интерес. Мы видим, как зарождается любовь
Юлии и Сен-Пре, как она осознается героями, как она перерастает в страсть. Видим
все оттенки этой страсти. В поле зрения героев могут попадать самые ничтожные с
точки зрения окружающих моменты жизни, но они значительны для них как влюб-
ленных - знаки внимания, которые они оказывают друг другу в чужом присутствии,
доверительные признания друзьям - Кларе и Бомстону, воспоминания о первой
встрече. Происходит в их жизни также и важное событие - Юлия становится воз-
любленной Сен-Пре. Другими словами, перед нами все признаки любовного романа.
Он и в дальнейшем строится как любовный роман. Юлия по настоянию отца выхо-
дит замуж за другого, а Сен-Пре уезжает. Но когда он возвращается, их любовь
вспыхивает снова, и опять Руссо прослеживает все оттенки испытываемых героями
чувств. В изображении любви у Руссо очень много автобиографического, того, что
сам он пережил с мадам де Варанс. Но главное для писателя - это не просто пове-
дать о себе. Воспроизводя историю героев, Руссо использует ее для того, чтобы по-
размышлять о природе человеческого чувства, о добродетели, об их роли в общест-
венном поведении человека и главное - об общественной значимости чувства. На-
звание "Новая Элоиза" Руссо дает своему роману не случайно. Он хочет уподобить
судьбу Юлии и Сен-Пре истории живших в Средневековье несчастных любовников
Абеляра и Элоизы и тем самым подчеркнуть свое стремление к обобщению, к иссле-