Французское Просвещение. Особенности развития мотивы и образы. Белопольская И.А. - 28 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

28
дованию закономерностей во взаимоотношениях людей и того, что
сближает их чувства, хотя бы они и принадл ежали к различным эпохам.
Как и английские сентименталисты, и среди них Стерн, Руссо считает, что
именно в чувстве раскрываются лучшие качества человека, наиболее полно прояв-
ляются его возможности. В произведениях Стерна - человек именно благодаря чув-
ству получал возможность быть самим собой, вырваться из сферы общественных
интересов и замкнуться в своем частном бытии, выражая таким образом свое непри-
ятие существующей действительности. У Руссо мы видим пр инципиал ьно иное. В
изображении французского писателя именно чувство ввергает человека в бури жи-
тейских конфликтов, делает его участником общественной жизни. Это Руссо пока-
зывает прежде всего на примере Юлии. До встречи с Сен-Пре она ценит тихую
скромную жизнь на лоне природы. Уединение воспитывает в ней склонность к со-
зерцательности, придает ее душевному состоянию высокий поэтический настрой.
Прекрасны ее благоразумие и рассудительность. Однако любовь к Сен-Пре стано-
вится для Юлии событием, которое нарушает спокойное течение ее жизни. Любовь
для нее значит достижение полноты бытия. Это голос самой природы, высший
смысл существования, естественное стремление к союзу двух сердец.
Но как дочь богатых и знатных родителей Юлия понимает, что она не может
выйти замуж за бедного и неродовитого человека. Она не может рассчитывать на со-
гласие отца. Ее отец - и это подтверждается впоследствии - никогда не разрешит ей
такого брака. Понимая это, он а вынуждена скрывать свои чувства от родителей. Но
покорная и послушная дочь, Юлия испытывает ответственность и перед собой, пе-
ред своим чувством, которое становится главным событием в ее жизни. Юлия потря-
сена своей любовью, и это заставляет ее поступать вразрез с существующей мора-
лью. И если брак с Сен-Пре недопустим, то тем более недопустимо то, что Юлия
становится любовницей Сен-Пре. Однако Руссо видит в этом не крушение устоев
морали, но победу нравственности, основанную на законах самой природы. В Юлии
одерживают верх более высокие понятия, чем дворянская честь и сословная гор-
дость. Таким образом, Юлия д, Этанж бунтует пр отив родительской деспотии, а
также против несправедливых порядков, принятых в жестоком обществе. И Руссо
обращает на это внимание читателей, заявляя от лица Эдуарда Бомстона о необхо-
димости изменить б есчеловечные законы : "Пусть же, - говорит он, - люди занимают
положение по достоинству, а со юз сердец пусть будет по выбору, - вот каков он, ис-
тинный общественный порядок. Те же, кто устанавливает его по про исхождению
или по богатству, подлинные нарушители порядка, их-то и нужно осуждать или же
наказывать".
13
Воспитанная в духе строгого послушания, Юлия осмеливается пойти напере-
кор отцу, заявляя ему, что он волен распоряжаться ее жизнью, но не сердцем и что
никакие силы не изменят ее решения. Так в нежной и хрупкой Юлии просыпается
твердый характер, формируется личность способная к борьбе за утверждение истин -
ных принципов жизни. В этом смысле Юлия в романе выступает как человек буду-
щего. В ее лице Руссо показывает носительницу свободно го чувства, которое вхо-
                                        28
дованию        закономерностей        во взаимоотношениях людей и того, что
сближает их чувства, хотя бы они и принадлежали к различным эпохам.
      Как и английские сентименталисты, и среди них Стерн, Руссо считает, что
именно в чувстве раскрываются лучшие качества человека, наиболее полно прояв-
ляются его возможности. В произведениях Стерна - человек именно благодаря чув-
ству получал возможность быть самим собой, вырваться из сферы общественных
интересов и замкнуться в своем частном бытии, выражая таким образом свое непри-
ятие существующей действительности. У Руссо мы видим принципиально иное. В
изображении французского писателя именно чувство ввергает человека в бури жи-
тейских конфликтов, делает его участником общественной жизни. Это Руссо пока-
зывает прежде всего на примере Юлии. До встречи с Сен-Пре она ценит тихую
скромную жизнь на лоне природы. Уединение воспитывает в ней склонность к со-
зерцательности, придает ее душевному состоянию высокий поэтический настрой.
Прекрасны ее благоразумие и рассудительность. Однако любовь к Сен-Пре стано-
вится для Юлии событием, которое нарушает спокойное течение ее жизни. Любовь
для нее значит достижение полноты бытия. Это голос самой природы, высший
смысл существования, естественное стремление к союзу двух сердец.
      Но как дочь богатых и знатных родителей Юлия понимает, что она не может
выйти замуж за бедного и неродовитого человека. Она не может рассчитывать на со-
гласие отца. Ее отец - и это подтверждается впоследствии - никогда не разрешит ей
такого брака. Понимая это, она вынуждена скрывать свои чувства от родителей. Но
покорная и послушная дочь, Юлия испытывает ответственность и перед собой, пе-
ред своим чувством, которое становится главным событием в ее жизни. Юлия потря-
сена своей любовью, и это заставляет ее поступать вразрез с существующей мора-
лью. И если брак с Сен-Пре недопустим, то тем более недопустимо то, что Юлия
становится любовницей Сен-Пре. Однако Руссо видит в этом не крушение устоев
морали, но победу нравственности, основанную на законах самой природы. В Юлии
одерживают верх более высокие понятия, чем дворянская честь и сословная гор-
дость. Таким образом, Юлия д, Этанж бунтует против родительской деспотии, а
также против несправедливых порядков, принятых в жестоком обществе. И Руссо
обращает на это внимание читателей, заявляя от лица Эдуарда Бомстона о необхо-
димости изменить бесчеловечные законы : "Пусть же, - говорит он, - люди занимают
положение по достоинству, а союз сердец пусть будет по выбору, - вот каков он, ис-
тинный общественный порядок. Те же, кто устанавливает его по происхождению
или по богатству, подлинные нарушители порядка, их-то и нужно осуждать или же
наказывать".13
      Воспитанная в духе строгого послушания, Юлия осмеливается пойти напере-
кор отцу, заявляя ему, что он волен распоряжаться ее жизнью, но не сердцем и что
никакие силы не изменят ее решения. Так в нежной и хрупкой Юлии просыпается
твердый характер, формируется личность способная к борьбе за утверждение истин-
ных принципов жизни. В этом смысле Юлия в романе выступает как человек буду-
щего. В ее лице Руссо показывает носительницу свободного чувства, которое вхо-