Французское Просвещение. Особенности развития мотивы и образы. Белопольская И.А. - 29 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

29
дит в противоречие с бесчеловечным законом, установленным развращенным
обществом. В сентиментальном характере Юлии открываются героические черты. В
этом же плане раскрывается в романе и о браз Сен-Пре.
Сен-Пре - это человек, в котором пыла, горячности гораздо больше, чем дис-
циплины рассудка. Его любовь к Юлии не знает границ, он способен целовать сту-
пени лестницы, по которым проходила Юлия. Когда она заболевает оспой, он стре-
мится быть рядом с ней не только для того, чтобы помочь ей. Сен-Пре хочет зара-
зиться у ее постели и умереть вместе с ней, если такая судьба постигнет Юлию. Чув-
ство Сен-Пре к Юлии таково, что оно концентрирует в себе все самые лучшие спо-
собности его души, превращаясь в смысл его существования. Но Руссо в любви
Сен-Пре к Юлии открывает нам и еще одну сторону. Своей любовью к Юлии Сен-
Пре как бы заявляет о своих человеческих правах. Полюбив Юлию, Сен-Пре непо-
средственно сталкивается с тем, что можно назвать условностями, принятыми в об-
ществе, с тем, что непосредственно задевает его как человека незнатного происхож-
дения и зависимого от милостей знатный особ. Мозг Сен-Пре неотступно сверлит
одна и та же мысль: не будь Юлии, ему "никогда не довелось бы ощутить, как не-
стерпимо противоречие между возвышенным духом и низким общественным поло -
жением"
14
. Сен-Пре возмущен "непреодолимой преградой для справедливых
стремлений его сердца"
15
.
И это же чувство к Юлии, заставившее его осознать особенно остро всю уни-
женность своего положения, делает Сен-Пре неравнодушным к окружающему его
миру, в особенности к людям, которые, как и он, унижены и страдают в социально
несправедливом обществе.
Чтобы обрести душевный покой и не вредить репутации Юлии, после дуэли с
Бомстоном, который позвол ил себе делать намеки, порочащие ее честь, Сен-Пре
уезжает в кругосветное путешествие. Побывав в Южной Америке, Мексике, Брази-
лии, Сен-Пре затем возвращается в Европу, в Париж, и все это время он не прерыва-
ет переписки с Юлией, которой сообщает обо всех своих впечатлениях и планах,
делится своими мыслями по самым разным вопросам.
Так, будучи в Америке, он обращает внимание Юлии на ту несправедливость,
которая осуществляется европейцами по отношению к народам, населяющим амери-
канский континент и которая заключается в их беззастенчивом ограблении. В Пари-
же Сен-Пре более всего возмущают соц иальные контрасты - контрасты "невероят-
ной роскоши и самой неприглядной нищеты"
16
, всесилие вельмож и бесправие про-
столюдина. Сен-Пре пишет в письме к Юлии о том, что вельможи, по его выраже-
нию, живут, "как жители другого мира"
17
, в то же время простой человек всегда
подвергается опасности быть оскорбленным даже в мелочах - например, быть за-
брызганным грязью от проезжающей мимо кареты богача, который даже не удосу-
жится обратить внимание на того, кто по бедности идет пешком по узкому тротуа-
ру. Именно такого рода наблюдения над нравами Парижа позволяют Сен-Пре на-
звать столичных вельмож "кучкой наглецов", с которыми, как он говорит, "не стоило
бы и считаться, если бы не зло, которое они творят"
18
. В этих резких словах выража-
                                        29
дит в противоречие с бесчеловечным законом, установленным развращенным
обществом. В сентиментальном характере Юлии открываются героические черты. В
этом же плане раскрывается в романе и образ Сен-Пре.
      Сен-Пре - это человек, в котором пыла, горячности гораздо больше, чем дис-
циплины рассудка. Его любовь к Юлии не знает границ, он способен целовать сту-
пени лестницы, по которым проходила Юлия. Когда она заболевает оспой, он стре-
мится быть рядом с ней не только для того, чтобы помочь ей. Сен-Пре хочет зара-
зиться у ее постели и умереть вместе с ней, если такая судьба постигнет Юлию. Чув-
ство Сен-Пре к Юлии таково, что оно концентрирует в себе все самые лучшие спо-
собности его души, превращаясь в смысл его существования. Но Руссо в любви
Сен-Пре к Юлии открывает нам и еще одну сторону. Своей любовью к Юлии Сен-
Пре как бы заявляет о своих человеческих правах. Полюбив Юлию, Сен-Пре непо-
средственно сталкивается с тем, что можно назвать условностями, принятыми в об-
ществе, с тем, что непосредственно задевает его как человека незнатного происхож-
дения и зависимого от милостей знатный особ. Мозг Сен-Пре неотступно сверлит
одна и та же мысль: не будь Юлии, ему "никогда не довелось бы ощутить, как не-
стерпимо противоречие между возвышенным духом и низким общественным поло-
жением"14. Сен-Пре возмущен "непреодолимой преградой для справедливых
стремлений его сердца"15.
      И это же чувство к Юлии, заставившее его осознать особенно остро всю уни-
женность своего положения, делает Сен-Пре неравнодушным к окружающему его
миру, в особенности к людям, которые, как и он, унижены и страдают в социально
несправедливом обществе.
      Чтобы обрести душевный покой и не вредить репутации Юлии, после дуэли с
Бомстоном, который позволил себе делать намеки, порочащие ее честь, Сен-Пре
уезжает в кругосветное путешествие. Побывав в Южной Америке, Мексике, Брази-
лии, Сен-Пре затем возвращается в Европу, в Париж, и все это время он не прерыва-
ет переписки с Юлией, которой сообщает обо всех своих впечатлениях и планах,
делится своими мыслями по самым разным вопросам.
      Так, будучи в Америке, он обращает внимание Юлии на ту несправедливость,
которая осуществляется европейцами по отношению к народам, населяющим амери-
канский континент и которая заключается в их беззастенчивом ограблении. В Пари-
же Сен-Пре более всего возмущают социальные контрасты - контрасты "невероят-
ной роскоши и самой неприглядной нищеты"16, всесилие вельмож и бесправие про-
столюдина. Сен-Пре пишет в письме к Юлии о том, что вельможи, по его выраже-
нию, живут, "как жители другого мира"17, в то же время простой человек всегда
подвергается опасности быть оскорбленным даже в мелочах - например, быть за-
брызганным грязью от проезжающей мимо кареты богача, который даже не удосу-
жится обратить внимание на того, кто по бедности идет пешком по узкому тротуа-
ру. Именно такого рода наблюдения над нравами Парижа позволяют Сен-Пре на-
звать столичных вельмож "кучкой наглецов", с которыми, как он говорит, "не стоило
бы и считаться, если бы не зло, которое они творят"18. В этих резких словах выража-