Французское Просвещение. Особенности развития мотивы и образы. Белопольская И.А. - 31 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

31
тельная черта Руссо как писателя - сентименталиста. Психология философа-
рационалиста во второй половине романа как бы реабилитируется.
Здесь антипод Сен-Пре - Вольмар. В Вольмаре больше самообладания, у него
"от природы душа спокойная, а сердце холодное"
21
, он лишен страстей, мешающих
следовать велениям разума. Вольмар любит наблюдать. "Сам я не люблю играть ро-
ли, - говорит он, - люблю только смотреть, как играют другие"
22
. Он немногословен,
во всем любит порядок, по отношению к Юлии он великодушен, считая, что именно
она должна решить свою судьбу. В лице Вольмар а Руссо создает тоже идеал - идеал
гуманного философа. Во второй части романа тип здравомыслящего философа Руссо
воплощает отчасти и в Юлии, которая наряду с любовью к Сен-Пре чувствует и
свою ответственность перед бли зкими ей людьми - детьми и мужем. На пр имере
Юлии Руссо хочет показать, что человеку должна быть свойственна способность к
самоограничению. Мораль, интересы окружающих до лжны стоять выше интересов
индивида. Во второй части романа Руссо стремится показать, что в основе доброде-
тели обязательно присутствие чувства долга. Руссо всячески пропагандирует эту ис-
тину, вкладывая ее в уста героев и превращая их в рупоры своих идей. Поэтому ро-
ман Руссо самым непосредственным образом связан со своей эпохой и очень широ-
ко отражает те идеологические споры, которые велись между просветителями и в
которых писатель участвовал самым активным образом.
1
Франс А. Приключения аббата Прево // Собр. соч. : В 8 т. - М., 1960. - Т.8. - С.395.
2
Там же.
3
Монтескье Ш.Л. Персидские письма. - М.: Гослитиздат,1956. - С.364.
4
Там же. С.248.
5
Акимова А. А. Вольтер. - М.: Мол. гвардия, 1970. - С.80.
6
История зарубежной литерату ры XVIII века / Под ред. Н.А. Гуляева. - М.: Высш. шк., 1967. - С.234.
7
Вольтер. Философские повести. - М.:ГИХЛ, 1969. - С.185.
8
Там же. С. 186.
9
Дидро Д. Опыт о живописи // Эстетика и литературная критика. - М.: Худож. лит.,1980. - С.339.
10
Там же.
11
Дидро Д. Монахиня. Племянник Рамо. Жак - фаталист и его хозяин. - М.: Правда, 1984. - С.35.
12
Там же. С.139.
13
Руссо Ж.. - Ж . Юлия, или Новая Элоиза. - М.: Худож. лит.,1968. - С.176.
14
Там же. С.79.
15
Там же. С.79.
16
Там же. С.189.
17
Там же. С.189.
18
Там же. С.230.
19
Там же. С.175.
20
Там же. С.79.
21
Там же. С.454.
22
Там же. С.455.
                                                         31
тельная черта Руссо как писателя - сентименталиста. Психология философа-
рационалиста во второй половине романа как бы реабилитируется.
       Здесь антипод Сен-Пре - Вольмар. В Вольмаре больше самообладания, у него
"от природы душа спокойная, а сердце холодное"21, он лишен страстей, мешающих
следовать велениям разума. Вольмар любит наблюдать. "Сам я не люблю играть ро-
ли, - говорит он, - люблю только смотреть, как играют другие"22. Он немногословен,
во всем любит порядок, по отношению к Юлии он великодушен, считая, что именно
она должна решить свою судьбу. В лице Вольмара Руссо создает тоже идеал - идеал
гуманного философа. Во второй части романа тип здравомыслящего философа Руссо
воплощает отчасти и в Юлии, которая наряду с любовью к Сен-Пре чувствует и
свою ответственность перед близкими ей людьми - детьми и мужем. На примере
Юлии Руссо хочет показать, что человеку должна быть свойственна способность к
самоограничению. Мораль, интересы окружающих должны стоять выше интересов
индивида. Во второй части романа Руссо стремится показать, что в основе доброде-
тели обязательно присутствие чувства долга. Руссо всячески пропагандирует эту ис-
тину, вкладывая ее в уста героев и превращая их в рупоры своих идей. Поэтому ро-
ман Руссо самым непосредственным образом связан со своей эпохой и очень широ-
ко отражает те идеологические споры, которые велись между просветителями и в
которых писатель участвовал самым активным образом.
1
  Франс А. Приключения аббата Прево // Собр. соч. : В 8 т. - М., 1960. - Т.8. - С.395.
2
   Там же.
3
   Монтескье Ш.Л. Персидские письма. - М.: Гослитиздат,1956. - С.364.
4
   Там же. С.248.
5
   Акимова А. А. Вольтер. - М.: Мол. гвардия, 1970. - С.80.
6
   История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Н.А. Гуляева. - М.: Высш. шк., 1967. - С.234.
7
   Вольтер. Философские повести. - М.:ГИХЛ, 1969. - С.185.
8
   Там же. С. 186.
9
   Дидро Д. Опыт о живописи // Эстетика и литературная критика. - М.: Худож. лит.,1980. - С.339.
10
   Там же.
11
   Дидро Д. Монахиня. Племянник Рамо. Жак - фаталист и его хозяин. - М.: Правда, 1984. - С.35.
12
   Там же. С.139.
13
   Руссо Ж.. - Ж. Юлия, или Новая Элоиза. - М.: Худож. лит.,1968. - С.176.
14
   Там же. С.79.
15
   Там же. С.79.
16
   Там же. С.189.
17
   Там же. С.189.
18
   Там же. С.230.
19
   Там же. С.175.
20
   Там же. С.79.
21
   Там же. С.454.
22
   Там же. С.455.