Французское Просвещение. Особенности развития мотивы и образы. Белопольская И.А. - 30 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

30
ется вся ненависть Сен-Пре к вышестоящим, которых он ненавидит как
плебей. Именно эта сторона хар актера Сен-Пре, раскрывающаяся и формирующаяся
благодаря его любви к Юлии, позволила заметить одному из его друзей, что само
чувство его - "это не столько слабость, сколько неудачно примененная сила"
19
.
Интересно, что возмущаться несправедливыми порядками Руссо заставляет
также и Юлию, которая в своих письмах к Сен-Пре советует ему не ограни чивать
свои наблюдения дворцами и отелями, а подняться на чердаки, спуститься в подва-
лы, где живут честные труженики - этот "самый уважаемый класс людей".
Так из романа любовно-психологического роман "Новая Элоиза" превращает-
ся в роман остросоц иальный.
Выход из создавшегося положения Руссо вместе со своими героями ищет в
патриархальном укладе бытия, который он изображает на пример е имения, где жи-
вут Юлия и ее муж. По настоянию отца Юлия становится женой его старого друга,
равного ему по общественному по ложению - Вольмара; у нее рождаются дети, вос -
питателем которых в дальнейшем становится Сен-Пре. Юлия и Сен-Пре вновь испы-
тывают друг к другу глубокое чувство, но Руссо на этот раз с большим вниманием
описывает не переживания героев, но те отношения, которые складываются между
ними, порядки, которые существуют в имении Кларан, превращая его в своего рода
утопию, которую автор противопоставляет современной цивилизации. При этом
критика цивилизации у Руссо отнюдь не означает призыва разрушить общество как
таковое, вернуться к "естественному состоянию", хотя именно жизнь на лоне приро-
ды, вдали от "света" и позволяет Вольмарам достигнуть своего рода идеала в укладе
жизни как в семье, так и в общени и с крестьянами. Естественное состояние, как по-
казывает Руссо в романе, для современного испорченного человека губительно. Но
нужно, по мнению писателя, слияние общества и естественного природного начала,
которое выражается для него в нравственности естественной, то есть отвечающей
природе человека, нормализующей его отношен ия с другими людьми.
С этим в романе связан пафос добродетели, которым пр оникнута история за-
мужества Юлии. Человек не может быть счастлив в современном ему обществе, но
он не может быть счастлив, и во всем отдаваясь чувству. "Чувствительная душа" -
это роковой дар неба"
20
и не только потому, что чувствительный человек больше
страдает, но и потому, что страсть может привести к забвен ию добродетели, к нару-
шению законов человеческих, божеских. Когда связь Юлии и Сен-Пре до замужест-
ва Юлии получает огласку, это вызывает болезнь и смер ть матери Юлии. Юлия по-
сле своего замужества вновь испытывает страсть к Сен-Пре, она вначале близка к
тому, чтобы встречаться с ним, не порывая отношений с мужем, то есть, как показы-
вает Руссо, человек под влиянием страсти может совершить и объективно дурной
поступок. Отсюда на вопрос, что же более ценно в человеке - чувство или разум,
Руссо отвечает сложно. С одной стороны, он прославляет чувство как высшее начало
в жизни человека, с другой - романтический бунт чувства постепенно уступает в ро-
мане место спокойной дисциплине разума, сила которого - в логике. И это отличи-
                                       30
ется    вся    ненависть     Сен-Пре     к вышестоящим, которых он ненавидит как
плебей. Именно эта сторона характера Сен-Пре, раскрывающаяся и формирующаяся
благодаря его любви к Юлии, позволила заметить одному из его друзей, что само
чувство его - "это не столько слабость, сколько неудачно примененная сила"19.
      Интересно, что возмущаться несправедливыми порядками Руссо заставляет
также и Юлию, которая в своих письмах к Сен-Пре советует ему не ограничивать
свои наблюдения дворцами и отелями, а подняться на чердаки, спуститься в подва-
лы, где живут честные труженики - этот "самый уважаемый класс людей".
      Так из романа любовно-психологического роман "Новая Элоиза" превращает-
ся в роман остросоциальный.
      Выход из создавшегося положения Руссо вместе со своими героями ищет в
патриархальном укладе бытия, который он изображает на примере имения, где жи-
вут Юлия и ее муж. По настоянию отца Юлия становится женой его старого друга,
равного ему по общественному положению - Вольмара; у нее рождаются дети, вос-
питателем которых в дальнейшем становится Сен-Пре. Юлия и Сен-Пре вновь испы-
тывают друг к другу глубокое чувство, но Руссо на этот раз с большим вниманием
описывает не переживания героев, но те отношения, которые складываются между
ними, порядки, которые существуют в имении Кларан, превращая его в своего рода
утопию, которую автор противопоставляет современной цивилизации. При этом
критика цивилизации у Руссо отнюдь не означает призыва разрушить общество как
таковое, вернуться к "естественному состоянию", хотя именно жизнь на лоне приро-
ды, вдали от "света" и позволяет Вольмарам достигнуть своего рода идеала в укладе
жизни как в семье, так и в общении с крестьянами. Естественное состояние, как по-
казывает Руссо в романе, для современного испорченного человека губительно. Но
нужно, по мнению писателя, слияние общества и естественного природного начала,
которое выражается для него в нравственности естественной, то есть отвечающей
природе человека, нормализующей его отношения с другими людьми.
      С этим в романе связан пафос добродетели, которым проникнута история за-
мужества Юлии. Человек не может быть счастлив в современном ему обществе, но
он не может быть счастлив, и во всем отдаваясь чувству. "Чувствительная душа" -
это роковой дар неба"20 и не только потому, что чувствительный человек больше
страдает, но и потому, что страсть может привести к забвению добродетели, к нару-
шению законов человеческих, божеских. Когда связь Юлии и Сен-Пре до замужест-
ва Юлии получает огласку, это вызывает болезнь и смерть матери Юлии. Юлия по-
сле своего замужества вновь испытывает страсть к Сен-Пре, она вначале близка к
тому, чтобы встречаться с ним, не порывая отношений с мужем, то есть, как показы-
вает Руссо, человек под влиянием страсти может совершить и объективно дурной
поступок. Отсюда на вопрос, что же более ценно в человеке - чувство или разум,
Руссо отвечает сложно. С одной стороны, он прославляет чувство как высшее начало
в жизни человека, с другой - романтический бунт чувства постепенно уступает в ро-
мане место спокойной дисциплине разума, сила которого - в логике. И это отличи-