Французское Просвещение. Особенности развития мотивы и образы. Белопольская И.А. - 26 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

26
Мысли, высказанные Руссо в названных сочинениях , и составили его
философское учение. В основе его лежит отр ицательно е отношение Руссо к евро-
пейской цивилизации. На вопрос Дижонской академии о том, "способствовало ли
развитие наук и иску сств очищению нравов?" Руссо отвечает резко отрицательно.
Он считает, что цивилизация ничего не дала человеку в нравственном отношении и
этим прямо возражает Вольтеру, который связывает прогресс с приобщением чело-
века к знаниям, с его просвещением и находит с этой точки зрения в человеческой
истории рациональные зерна. В отличие от многих современников-п росветителей
Руссо в своих работах большое внимание уделяет проблемам общественной жизни,
законам ее развития и во много м оказывается значительно ближе к их пониманию
по сравнению с Вольтером и Дидро. Это находит отражение в его "Рассуждениях о
начале и основании неравенства между людьми" и в "Общественном договоре ". В
"Рассуждениях о неравенстве" Руссо говорит о том, что общественное развитие оп-
ределяется не борьбой идей, как это считали про светители, но характером собствен-
ности, которой люди владеют и на кото рой основаны законы государства. Именно
частная собственность является причиной неравенства людей, которые от рожд ения
по своей прир оде "равны, как звери".
В своем самом знаменитом трактате "Общественный договор" Руссо подн има-
ет вопрос о том, каким должно быть общество, какими путями должно идти его раз-
витие. Руссо пытается предложить свой план идеального общественного устройства.
Он предлагает два возможных варианта. Первый - это возврат человечества к его ес-
тественному состоянию, то есть к состоянию близкому к природе, к патриархальным
отношениям, которые Руссо идеализировал. Втор ая идея Руссо - это образование де-
мократической республики, опирающейся на народный суверенитет и предостав-
ляющей народу право выбирать людей, которые должны управлять страной. Кроме
того, Руссо считает, что любое правительство должно быть подотчетно наро ду, ко-
торый вправе требовать его замены, если оно не выполняет народных требований.
Помимо смелости выдвинутых здесь идей, обращает на себя внимание и то, что Рус-
со в своих работах выступает как мыслитель, пытающийся объяснить наблюдаемые
им общественные явления социальными и экономическими причинами. В этом он
превосходит и Вольтера и Дидро, которы е считали, что жизнь об щества определяет-
ся идеями, хорошими или плохими. В то же время понимание нравственности, доб-
родетели у Руссо идеалистично, то есть оно связано не с объективными законами
жизни общества, а с проповедью так называемой естественной религии , которая свя-
зывается им с идеальными в его восприятии законами природы. Их он противопос-
тавляет фальшивым, с его точки зрения, законам цивилизации и книжной культуре.
В этом Руссо отличается от других просветителей, которые считали, что человека
надо приобщать к знаниям, просвещать его ум с помощью правдивых и глубок их
книг. Для Руссо же единственная книга - это книга природы, которой и следует по-
клоняться людям. Именно в природе существует гармони я, которой нет в обществе,
полно м беспорядков и несправедливости. Творец п рироды - Бог, но для Руссо он от-
личен от христианского, которого философ называет Богом войны, считая, что твор-
                                       26
      Мысли, высказанные Руссо в названных сочинениях, и составили его
философское учение. В основе его лежит отрицательное отношение Руссо к евро-
пейской цивилизации. На вопрос Дижонской академии о том, "способствовало ли
развитие наук и искусств очищению нравов?" Руссо отвечает резко отрицательно.
Он считает, что цивилизация ничего не дала человеку в нравственном отношении и
этим прямо возражает Вольтеру, который связывает прогресс с приобщением чело-
века к знаниям, с его просвещением и находит с этой точки зрения в человеческой
истории рациональные зерна. В отличие от многих современников-просветителей
Руссо в своих работах большое внимание уделяет проблемам общественной жизни,
законам ее развития и во многом оказывается значительно ближе к их пониманию
по сравнению с Вольтером и Дидро. Это находит отражение в его "Рассуждениях о
начале и основании неравенства между людьми" и в "Общественном договоре". В
"Рассуждениях о неравенстве" Руссо говорит о том, что общественное развитие оп-
ределяется не борьбой идей, как это считали просветители, но характером собствен-
ности, которой люди владеют и на которой основаны законы государства. Именно
частная собственность является причиной неравенства людей, которые от рождения
по своей природе "равны, как звери".
      В своем самом знаменитом трактате "Общественный договор" Руссо поднима-
ет вопрос о том, каким должно быть общество, какими путями должно идти его раз-
витие. Руссо пытается предложить свой план идеального общественного устройства.
Он предлагает два возможных варианта. Первый - это возврат человечества к его ес-
тественному состоянию, то есть к состоянию близкому к природе, к патриархальным
отношениям, которые Руссо идеализировал. Вторая идея Руссо - это образование де-
мократической республики, опирающейся на народный суверенитет и предостав-
ляющей народу право выбирать людей, которые должны управлять страной. Кроме
того, Руссо считает, что любое правительство должно быть подотчетно народу, ко-
торый вправе требовать его замены, если оно не выполняет народных требований.
Помимо смелости выдвинутых здесь идей, обращает на себя внимание и то, что Рус-
со в своих работах выступает как мыслитель, пытающийся объяснить наблюдаемые
им общественные явления социальными и экономическими причинами. В этом он
превосходит и Вольтера и Дидро, которые считали, что жизнь общества определяет-
ся идеями, хорошими или плохими. В то же время понимание нравственности, доб-
родетели у Руссо идеалистично, то есть оно связано не с объективными законами
жизни общества, а с проповедью так называемой естественной религии, которая свя-
зывается им с идеальными в его восприятии законами природы. Их он противопос-
тавляет фальшивым, с его точки зрения, законам цивилизации и книжной культуре.
В этом Руссо отличается от других просветителей, которые считали, что человека
надо приобщать к знаниям, просвещать его ум с помощью правдивых и глубоких
книг. Для Руссо же единственная книга - это книга природы, которой и следует по-
клоняться людям. Именно в природе существует гармония, которой нет в обществе,
полном беспорядков и несправедливости. Творец природы - Бог, но для Руссо он от-
личен от христианского, которого философ называет Богом войны, считая, что твор-