ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
12
"Философские письма"
были изданы сначала в Лондоне в 1733 году
под названием "Письма об английской нации" и были посвящены описанию Анг-
лии, ее порядков, в которых писатель видел пример для Франции. Подразумеваемое
сопоставление достоинств английской действительности с фран цузскими порядками
позволяло соотечественникам Вольтера увидеть, что же конкретно плохо в
общественном устройстве Франции, что отжило и что надо изменить. Не случайно,
после того как "Философские письма" были изданы во Франции, они были
осуждены парижским парламентом на сожжение как книга "соблазнительная,
противная религии, добрым н равам и поч тению к властям "
6
.
Нельзя сказать, что Вольтеру в Англии нравится все без исключения. Но его
привлекают особенности английского государственного устройства выделяющие
Англию среди других европейских стран. Вольтер обращает вни ман ие на ту поло-
жительную роль, которую в политической жизни Англии игр ает парламент. Он ос -
танавливает внимание на многообразии английской рели ги озной жизни, на том, что
множество существующих здесь сект не находятся в состоянии яростной борьбы,
как это происходило на его родине. Вольтер отмечает бурную научную жизнь, со-
средоточенную в Лондонском королевском обществе - центре передовой научной
мысли. Критикуя французскую Академию за ее бездеятельность и отжившую обряд-
ность, Вольтер считает необходимым использование достижений науки в интересах
государства и отстаивает идею так называемого просвещенного абсолютизма, кото-
рый, по его мнению, должен утвердиться в европейских странах.
Интересно, что наиболее активно Вольтер защищает то, что спо собствует
буржуазному развитию Англии: свободу торго вли, установленную государством на-
логовую систему, мирную жизнь как условие преуспевания страны. Косвенным об-
разом это свидетельствовало о том, что Вол ьтер оп равдывал английскую буржуаз-
ную революцию и ее результаты. Это не могло не вызвать ярости фр ан цузских вла-
стей. Таким образом, уже в ранних своих произведениях Вольтер выступает как по-
литик, хотя его в большой степени интересуют и философские вопросы, получившие
отражение в "Письмах" и ставшие предметом его внимания на следующем этапе его
жизни и деятельности.
Философские взгляды Вольтера. После расправы с "Философскими пись-
мами" Вольтер спешно выезжает в Голландию, а затем обосновывается в замке Си-
рей у своей приятельницы маркизы Эмилии дю Шатле, где проводит более десяти
лет, вплоть до смерти маркизы в 1749 году. Эти годы оказываются наиболее плодо -
творными для Вольтера. Вместе с маркизой - одной из образованнейших женщин
своего времени, Вольтер занимается переводами трудов английских уч еных и фило-
софов, ставит научные опыты , пишет сочинения на самые разные темы. Именно
здесь становится о чевидным, как много для Вольтера значило знакомство с филосо-
фией Локка, с научными открытиями Ньютона, которое дала ему Англия. Локк был
основоположником сенсуализма - философии, согласно которой объективно сущест-
вующий мир восприни мается человеком через его органы чувств. Вольтера привле-
кает эта идея, и он отстаивает научные методы познания окружающей действитель-
12 "Философские письма" были изданы сначала в Лондоне в 1733 году под названием "Письма об английской нации" и были посвящены описанию Анг- лии, ее порядков, в которых писатель видел пример для Франции. Подразумеваемое сопоставление достоинств английской действительности с французскими порядками позволяло соотечественникам Вольтера увидеть, что же конкретно плохо в общественном устройстве Франции, что отжило и что надо изменить. Не случайно, после того как "Философские письма" были изданы во Франции, они были осуждены парижским парламентом на сожжение как книга "соблазнительная, противная религии, добрым нравам и почтению к властям "6. Нельзя сказать, что Вольтеру в Англии нравится все без исключения. Но его привлекают особенности английского государственного устройства выделяющие Англию среди других европейских стран. Вольтер обращает внимание на ту поло- жительную роль, которую в политической жизни Англии играет парламент. Он ос- танавливает внимание на многообразии английской религиозной жизни, на том, что множество существующих здесь сект не находятся в состоянии яростной борьбы, как это происходило на его родине. Вольтер отмечает бурную научную жизнь, со- средоточенную в Лондонском королевском обществе - центре передовой научной мысли. Критикуя французскую Академию за ее бездеятельность и отжившую обряд- ность, Вольтер считает необходимым использование достижений науки в интересах государства и отстаивает идею так называемого просвещенного абсолютизма, кото- рый, по его мнению, должен утвердиться в европейских странах. Интересно, что наиболее активно Вольтер защищает то, что способствует буржуазному развитию Англии: свободу торговли, установленную государством на- логовую систему, мирную жизнь как условие преуспевания страны. Косвенным об- разом это свидетельствовало о том, что Вольтер оправдывал английскую буржуаз- ную революцию и ее результаты. Это не могло не вызвать ярости французских вла- стей. Таким образом, уже в ранних своих произведениях Вольтер выступает как по- литик, хотя его в большой степени интересуют и философские вопросы, получившие отражение в "Письмах" и ставшие предметом его внимания на следующем этапе его жизни и деятельности. Философские взгляды Вольтера. После расправы с "Философскими пись- мами" Вольтер спешно выезжает в Голландию, а затем обосновывается в замке Си- рей у своей приятельницы маркизы Эмилии дю Шатле, где проводит более десяти лет, вплоть до смерти маркизы в 1749 году. Эти годы оказываются наиболее плодо- творными для Вольтера. Вместе с маркизой - одной из образованнейших женщин своего времени, Вольтер занимается переводами трудов английских ученых и фило- софов, ставит научные опыты, пишет сочинения на самые разные темы. Именно здесь становится очевидным, как много для Вольтера значило знакомство с филосо- фией Локка, с научными открытиями Ньютона, которое дала ему Англия. Локк был основоположником сенсуализма - философии, согласно которой объективно сущест- вующий мир воспринимается человеком через его органы чувств. Вольтера привле- кает эта идея, и он отстаивает научные методы познания окружающей действитель-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- …
- следующая ›
- последняя »