Контрольные задания по русскому языку Учебно-методическое пособие по специальности 021700 - "Филология". Белоусов Н.И - 14 стр.

UptoLike

Рубрика: 

14
Как же читать это старинное письмо? Где искать ключи к тайнам его
сокровенного смысла? Не поспешает подбрасывать их давно пребывающий во
мгле забвения и небрежения всевидящий русский Бог.
Знаки и мысль , гармония и число... Взаимная связь этих понятий с трудом
поддаётся строгому анализу, однако многие её проявления хорошо известны и
общедоступны. Наглядный пример тому стихотворный размер. Его числовая
основа соотношение ударных и безударных слогов предельно проста,
устойчива во времени и может объединять поэтов разных эпох от Гомера до
Пушкина так же, как чувства героев их произведений:
«Гнев, богиня , воспой Ахиллеса Пелеева сына…»
«Встала обида въ силах Даждь -Божа внука…»
«Юношу, горько рыдая , ревнивая дева бранила…»
К настоящему времени открыты тонкие количественные закономерности,
проявляющиеся как в текстах, так и в произведениях совсем иного рода.
Эстетика древних амфор оказывается покоящейся на весьма простых
геометрических основаниях. Обнаружено замечательное согласование размеров и
пропорций в архитектуре Московского кремля , его соборов и в старинной
планировке самого города.
Г. И. Брызгалин.
Вариант 5.
Выхватили на дрова полоску леса и почему-то не вывезли всё, так и
остались на вырубке поленницы, местами вовсе исчезнувшие в молодом осиннике
с огромными светло-зелёными листьями или в частом ельнике . Кто понимает
жизнь леса, нет ничего интересней таких вырубок , потому что лес это книга
за семью печатями, а вырубка страница развёрнутой книги . После рубки
соснового леса солнце сюда ворвалось и выросли оттого гигантские травы,
которые не давали прорастать семенам сосны и ели. Маленькие осинки, буйно
густые и лопоухие, однако, побеждают даже траву и вырастают , несмотря ни
на что. Когда осинник заглушит траву, тенелюбивая ёлка начинает расти в
осиннике , обрастает его, и оттого ель обыкновенно сменяет сосну. На этой
вырубке , однако, был смешанный лес , но самое главное , что тут были
заболоченные моховые пятна, которые оживились и очень повеселели с тех пор ,
как лес был вырублен.
И вот на этой вырубке теперь можно было прочитать всю жизнь леса, во
всём ее разнообразии: тут был и мох со своими голубыми и красными ягодами,
красный мох и зелёный, мелкозвёздчатый и крупный, и редкие пятна белого ягеля ,
со вкрапленными в него красными брусничинами…
М . М . Пришвин.
Вариант 6.
В Тифлисе я жил среди разнообразных людей, но все они обладали одним
общим свойством : каждый был полон своими мыслями и своим делом , каждый
говорил о своём и мало обращал внимание на остальных, особенно на тех, кого
считал чужаком . Бабель уехал в Москву еще до моего приезда в Тифлис , и
единственным человеком , с которым мы сходились в мыслях, был Фраерман.
                                              14

         Как ж е ч ит ат ь эт ос т аринное пис ь м о? Г де ис кат ь ключ и к т айнам е го
с окрове нногос м ыс ла? Н е пос пе ш ае т подб рас ыват ь ихдавнопре б ывающ ий во
м гле заб ве ния и не б ре ж е ния вс е видя щ ий рус с кий Бог.
         З наки и м ыс ль , гарм ония и ч ис ло... В заим ная с вя зь эт ихпоня т ий с т рудом
поддаёт с я с т рогом у анализу, однаком ногие е ё проя вле ния хорош оизве с т ны и
об щ е дос т упны. Н агля дный прим е р т ом у – с т ихот ворный разм е р. Е гоч ис ловая
ос нова – с оот нош е ние ударныхи б е зударныхс логов – пре де ль нопрос т а,
ус т ойч ива вовре м е ни и м ож е т об ъ е диня т ь поэт ов разныхэпохот Г ом е ра до
П уш кина т ак ж е , как ч увс т ва ге рое в ихпроизве де ний:
         «Г не в, б огиня , вос пой Ахилле с а П е ле е ва с ына… »
         «В с т ала об ида въ с илахДаж дь -Бож а внука… »
         «Ю нош у, горь корыдая , ре внивая де ва б ранила… »
         К нас т оя щ е м у вре м е ни от крыт ы т онкие колич е с т ве нные законом е рнос т и,
проя вля ющ ие с я как в т е кс т ах, т ак и в произве де ния хс овс е м иногорода.
Э с т е т ика дре внихам ф ор оказывае т с я покоя щ е йс я на ве с ь м а прос т ых
ге ом е т рич е с кихос нования х. О б наруж е нозам е ч ат е ль ное с оглас ование разм е ров и
пропорций в архит е кт уре М ос ковс когокре м ля , е гос об оров и в с т аринной
планировке с ам огогорода.
                                                                              Г. И. Бры згалин.

        В ариант 5.
        В ыхват или на дрова полос ку ле с а и поч е м у-т оне выве зли вс ё, т ак и
ос т алис ь на выруб ке поле нницы, м е с т ам и вовс е ис ч е знувш ие в м олодом ос иннике
с огром ным и с ве т ло-зе лёным и лис т ь я м и или в ч ас т ом е ль нике . Кт опоним ае т
ж изнь ле с а, не т нич е гоинт е ре с не й т акихвыруб ок, пот ом у ч т оле с – эт окнига
за с е м ь ю пе ч ат я м и, а выруб ка – с т раница развёрнут ой книги. П ос ле руб ки
с ос новоголе с а с олнце с юда ворвалос ь и вырос ли от т огогигант с кие т равы,
кот орые не давали прорас т ат ь с е м е нам с ос ны и е ли. М але нь кие ос инки, б уйно
гус т ые и лопоухие , однако, поб е ж дают даж е т раву и вырас т ают , не с м от ря ни
на ч т о. Когда ос инник заглуш ит т раву, т е не люб ивая ёлка нач инае т рас т и в
ос иннике , об рас т ае т е го, и от т огое ль об ыкнове ннос м е ня е т с ос ну. Н а эт ой
выруб ке , однако, б ыл с м е ш анный ле с , нос ам ое главное , ч т от ут б ыли
заб олоч е нные м оховые пя т на, кот орые ож ивилис ь и оч е нь пове с е ле ли с т е хпор,
как ле с б ыл выруб ле н.
        И вот на эт ой выруб ке т е пе рь м ож ноб ылопроч ит ат ь вс ю ж изнь ле с а, во
вс ём е е разнооб разии: т ут б ыл и м охс ос воим и голуб ым и и крас ным и я годам и,
крас ный м охи зе лёный, м е лкозвёздч ат ый и крупный, и ре дкие пя т на б е логоя ге ля ,
с овкрапле нным и в не гокрас ным и б рус нич инам и…
                                                                              М . М . П ришвин.
        В ариант 6.
        В Тиф лис е я ж ил с ре ди разнооб разныхлюде й, новс е они об ладали одним
об щ им с войс т вом : каж дый б ыл полон с воим и м ыс ля м и и с воим де лом , каж дый
говорил ос воём и м алооб ращ ал вним ание на ос т аль ных, ос об е ннона т е х, кого
с ч ит ал ч уж аком . Баб е ль уе хал в М ос кву е щ е дом ое гоприе зда в Тиф лис , и
е динс т ве нным ч е лове ком , с кот орым м ы с ходилис ь в м ыс ля х, б ыл Ф рае рм ан.