Филологический анализ художественного текста: реализация интеграции лингвистического и литературоведческого подходов в школе. Белова Н.А. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

ПРЕДИСЛОВИЕ
Определение филологии (греч. philologia, буквально - любовь к слову)
как «содружества гуманитарных дисциплин - лингвистической,
литературоведческой, исторической и др., изучающих историю и
выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и
стилистический анализ письменных текстов» [Аверинцев, 1997: 410] –
напрямую связано с отражением процесса интеграции научного знания в
данной области (лат. integratio – «восстановление», «восполнение», от integer
– «целый») - сторона
процесса развития, связанная с объединением в целое
ранее разнородных частей и элементов). По мысли С. С. Аверинцева,
«филология продолжает жить не как партикулярная наука, по своему
предмету отграниченная от истории, языкознания и литературоведения, а как
научный принцип, как форма знания, которая определяется не столько
границами предмета, сколько подходом к нему
». Ученый рассматривает
филологию как «службу понимания», которая помогает выполнению одной
из главных человеческих задачпонять другого человека (и другую
культуру, другую эпоху). Такое понимание возможно через обращение к
текстам. «Текст во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних
связей - исходная реальность филологии. Сосредоточившись на тексте,
создавая к нему служебный «комментарий» (
наиболее древняя форма и
классический прототип филологического труда), филология под этим углом
зрения вбирает в свой кругозор всю ширину и глубину человеческого бытия,
прежде всего бытия духовного» [Аверинцев, 1997: 410-412]. Эта мысль
созвучна идее Д. С. Лихачева о том, что понимание текста есть понимание
всей стоящей за текстом жизни эпохи: «Поэтому филология есть
связь всех
связей. Она нужна текстологам, источниковедам, историкам литературы и
историкам науки, она нужна историкам искусства, ибо в основе каждого из
искусств, в самых его «глубинных глубинах» лежат слово и связь слов. Она
нужна всем, кто пользуется языком, словом; слово связано с любыми
формами бытия, с любым познанием бытия: слово,
а еще точнее, сочетания
слов. Отсюда ясно, что филология лежит в основе не только науки, но и всей
человеческой культурыЧем шире круг эпох, круг национальных культур,
                             ПРЕДИСЛОВИЕ


      Определение филологии (греч. philologia, буквально - любовь к слову)
как   «содружества     гуманитарных      дисциплин     -   лингвистической,
литературоведческой,    исторической    и   др.,   изучающих    историю    и
выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и
стилистический анализ письменных текстов» [Аверинцев, 1997: 410] –
напрямую связано с отражением процесса интеграции научного знания в
данной области (лат. integratio – «восстановление», «восполнение», от integer
– «целый») - сторона процесса развития, связанная с объединением в целое
ранее разнородных частей и элементов). По мысли С. С. Аверинцева,
«филология продолжает жить не как партикулярная наука, по своему
предмету отграниченная от истории, языкознания и литературоведения, а как
научный принцип, как форма знания, которая определяется не столько
границами предмета, сколько подходом к нему». Ученый рассматривает
филологию как «службу понимания», которая помогает выполнению одной
из главных человеческих задач – понять другого человека (и другую
культуру, другую эпоху). Такое понимание возможно через обращение к
текстам. «Текст во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних
связей - исходная реальность филологии. Сосредоточившись на тексте,
создавая к нему служебный «комментарий» (наиболее древняя форма и
классический прототип филологического труда), филология под этим углом
зрения вбирает в свой кругозор всю ширину и глубину человеческого бытия,
прежде всего бытия духовного» [Аверинцев, 1997: 410-412]. Эта мысль
созвучна идее Д. С. Лихачева о том, что понимание текста есть понимание
всей стоящей за текстом жизни эпохи: «Поэтому филология есть связь всех
связей. Она нужна текстологам, источниковедам, историкам литературы и
историкам науки, она нужна историкам искусства, ибо в основе каждого из
искусств, в самых его «глубинных глубинах» лежат слово и связь слов. Она
нужна всем, кто пользуется языком, словом; слово связано с любыми
формами бытия, с любым познанием бытия: слово, а еще точнее, сочетания
слов. Отсюда ясно, что филология лежит в основе не только науки, но и всей
человеческой культуры… Чем шире круг эпох, круг национальных культур,