Филологический анализ художественного текста: реализация интеграции лингвистического и литературоведческого подходов в школе. Белова Н.А. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

которые входят ныне в сферу образованности, тем нужнее филология»
[Лихачев, 1989: 206].
Ученые XIX, начала и середины XX вв., уделяя серьезное внимание
проблемам методики изучения системы языка, говорили о необходимости
организации занятий по русскому языку на основе текстов художественных
произведений, включаемых в школьную программу литературного
образования, обращались к анализу художественного текста (А. Д. Алферов,
К. Б. Бархин, Н. Ф. Бу-наков, Ф. И. Буслаев, В. В. Виноградов,
В. И. Водовозов, Л. Ю. Максимов, Л. А. Новиков, А. Я. Острогорский,
А. М. Пеш-ковский, И. И. Срезневский, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский,
Н. М. Шанский, Л. В. Щерба и другие ученые). В настоящее время вопросам
анализа художественного текста посвящены научные и научно-методические
работы В. В. Бабайцевой, Л. Г. Бабенко, Н. С. Валгиной, Н. А. Ипполитовой,
Н. А. Купиной, В. А. Лукина, Н. А. Николиной, Т. М. Пахновой и многих
других ученых.
Одна из актуальных проблем преподавания филологических
дисциплин в средней школе - развитие речи школьников.
Роль и значение
художественного текста в работе по развитию речи очевидны. Взгляды
известных дореволюционных и современных филологов и методистов на
роль художественного текста в процессе обучения русскому языку и
литературе позволяют сделать вывод о том, что филологический анализ
текстаэто неотъемлемая часть общей работы по совершенствованию
лингвистических и литературоведческих знаний, развитию
речи и мышления
учащихся.
Исследователи отмечают, что воспитание важнейших качеств речи, в
частности, выразительности, богатства, связано с формированием системных
знаний об основных признаках выразительности речи, о языковых
механизмах создания образного высказывания. В связи с этим особое
значение приобретает работа с образцовыми текстами, филологический
анализ которых помогает оценить их художественную ценность
не на
интуитивном уровне, а на основе осознанного восприятия языковых
изобразительно-выразительных средств.
Предлагаемое учебно-методическое пособие посвящено
которые входят ныне в сферу образованности, тем нужнее филология»
[Лихачев, 1989: 206].
       Ученые XIX, начала и середины XX вв., уделяя серьезное внимание
проблемам методики изучения системы языка, говорили о необходимости
организации занятий по русскому языку на основе текстов художественных
произведений,        включаемых    в     школьную    программу     литературного
образования, обращались к анализу художественного текста (А. Д. Алферов,
К. Б. Бархин,         Н. Ф. Бу-наков,      Ф. И. Буслаев,       В. В. Виноградов,
В. И. Водовозов,      Л. Ю. Максимов,      Л. А. Новиков,   А. Я. Острогорский,
А. М. Пеш-ковский, И. И. Срезневский, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский,
Н. М. Шанский, Л. В. Щерба и другие ученые). В настоящее время вопросам
анализа художественного текста посвящены научные и научно-методические
работы В. В. Бабайцевой, Л. Г. Бабенко, Н. С. Валгиной, Н. А. Ипполитовой,
Н. А. Купиной, В. А. Лукина,       Н. А. Николиной, Т. М. Пахновой и многих
других ученых.
       Одна     из    актуальных       проблем   преподавания    филологических
дисциплин в средней школе - развитие речи школьников. Роль и значение
художественного текста в работе по развитию речи очевидны. Взгляды
известных дореволюционных и современных филологов и методистов на
роль художественного текста в процессе обучения русскому языку и
литературе позволяют сделать вывод о том, что филологический анализ
текста – это неотъемлемая часть общей работы по совершенствованию
лингвистических и литературоведческих знаний, развитию речи и мышления
учащихся.
       Исследователи отмечают, что воспитание важнейших качеств речи, в
частности, выразительности, богатства, связано с формированием системных
знаний об основных признаках выразительности речи, о языковых
механизмах создания образного высказывания. В связи с этим особое
значение приобретает работа с образцовыми текстами, филологический
анализ которых помогает оценить их художественную ценность не на
интуитивном уровне, а на основе осознанного восприятия языковых
изобразительно-выразительных средств.
       Предлагаемое          учебно-методическое        пособие       посвящено