Становление и развитие земледелия (периоды в земледелии). Беляев А.Б. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

15
зом, в XV-XVI вв. производились прививки , культивировались овощи
в садах и были известны основные правила посадки плодовых деревьев.
Что касается чисто земледельческих вопросов, то они изложены в До -
мострое в виде приложения «Назиратель» (расшифровка 45-ой главы До -
мостроя), в котором дается перевод популярного латинского сочинения П.
Кресчентиуса (перевод сделан в Москве при Посольском приказе , пример
но в тоже время, когда Сильвестр составлял свой Домострой) ссылающе -
гося часто на Авиценну, Катона , Варрона , Палладия, Плиния и др.
Таким образом, для русских земледельцев все достижения греческого
и римского земледелия стали известными . В отдельных главах говориться
«О пользе пахоты или возделывания земли», «О расположении поля , кото -
рое предназначено для нивы с учетом его плодородия» , «О пшенице», «О
капусте». В главе «В чем нуждается каждое дерево в своем развитии, какие
дела и средства способствуют росту и его плодоношению» говориться:
«Для лучшего роста овощей и плодов, вообще всего , что корень в земле
имеет, требуется еще пять вещей: семян, удобрения (лучше навозом), вод-
ной влаги , прививки или прищипывания»… «семя несет в себе дейст-
вительный образ растения, так что в семени есть и исходная плоть его и
крепость развития; удобрение содержит в себе силу для развития рас-
тущих растений… От влаги… исходит второй источник вещей растущих,
ибо растение влагу, прорастая, тянет в себя из земли и превращает в плоть
свою силою солнца; сама по себе вода растений не набирает тела , но вла -
гой своей и текучестью все вещества растворяет, чтобы лучше по всем час-
тям растущих растений они расходились… ; и хотя сама по себе вода вещь
скользкая, или текучая, однако питание , в тело внесенное, в нем оставляет,
его усиливает, чтобы потом превратиться в ткань дерева или травы»…
Вполне очевидно , что вопросы питания, изложенные в «Назирателе»,
звучат более современно , чем водная теория питания растений, которая в
это время набирает силу и господствует в Западной Европе , и это очень
важно для понимания самобытности развития русского земледелия.
Важны для этого периода и советы по обработке земли : «… Вот и со -
ветует нам премудрый земледелец Палладий, чтоб не пахали мы землю ,
пока она влажная, потому что тогда невозможно ее хорошо раздробить
до состава песка . Неудача для пахоты также и сухая пора, потому что
тогда спечется земля и сухие груды нельзя раздробить . Наилучшее время
для пахоты когда земля в меру влажная… тогда земля разробляется луч-
ше и становится рыхлой и легкой, годится уже принять зерно и сохранить
его… Следует знать , что не любая земля может быть пахотной, или возде-
ланной. Потому и в Египте , где раньше всего стали пахать и сеять , и гра-
ницы полей разметили , плодородную землю или ниву делили на четыре
части : одну для посева , другую к посадкам, третью для пастбищ скоту ,
четвертую в перелог» .
Видимо , на основании этих рекомендаций, сподвижник Петра I В.Н .
Татищев (см. шестой период) рекомендовал четырехполье , в то время как
                                    15
зом, в XV-XVI вв. производились прививки, культивировались овощи
в садах и были известны основные правила посадки плодовых деревьев.
     Что касается чисто земледельческих вопросов, то они изложены в До-
мострое в виде приложения «Назиратель» (расшифровка 45-ой главы До-
мостроя), в котором дается перевод популярного латинского сочинения П.
Кресчентиуса (перевод сделан в Москве при Посольском приказе, пример
но в тоже время, когда Сильвестр составлял свой Домострой) ссылающе-
гося часто на Авиценну, Катона, Варрона, Палладия, Плиния и др.
     Таким образом, для русских земледельцев все достижения греческого
и римского земледелия стали известными. В отдельных главах говориться
«О пользе пахоты или возделывания земли», «О расположении поля, кото-
рое предназначено для нивы с учетом его плодородия», «О пшенице», «О
капусте». В главе «В чем нуждается каждое дерево в своем развитии, какие
дела и средства способствуют росту и его плодоношению» говориться:
«Для лучшего роста овощей и плодов, вообще всего, что корень в земле
имеет, требуется еще пять вещей: семян, удобрения (лучше навозом), вод-
ной влаги, прививки или прищипывания»… «…семя …несет в себе дейст-
вительный образ растения, так что в семени есть и исходная плоть его и
крепость развития; …удобрение … содержит в себе силу для развития рас-
тущих растений… От влаги… исходит второй источник вещей растущих,
ибо растение влагу, прорастая, тянет в себя из земли и превращает в плоть
свою силою солнца; сама по себе вода растений не набирает тела, но вла-
гой своей и текучестью все вещества растворяет, чтобы лучше по всем час-
тям растущих растений они расходились…; и хотя сама по себе вода вещь
скользкая, или текучая, однако питание, в тело внесенное, в нем оставляет,
его усиливает, чтобы потом превратиться в ткань дерева или травы»…
     Вполне очевидно, что вопросы питания, изложенные в «Назирателе»,
звучат более современно, чем водная теория питания растений, которая в
это время набирает силу и господствует в Западной Европе, и это очень
важно для понимания самобытности развития русского земледелия.
     Важны для этого периода и советы по обработке земли: «… Вот и со-
ветует нам премудрый земледелец Палладий, чтоб не пахали мы землю,
пока она влажная, потому что тогда невозможно ее хорошо раздробить –
до состава песка. Неудача для пахоты также и сухая … пора, потому что
тогда спечется земля и сухие груды нельзя раздробить. Наилучшее время
для пахоты – когда земля в меру влажная… тогда земля разробляется луч-
ше и становится рыхлой и легкой, годится уже принять зерно и сохранить
его… Следует знать, что не любая земля может быть пахотной, или возде-
ланной. Потому и в Египте, где раньше всего стали пахать и сеять, и гра-
ницы полей разметили, плодородную землю или ниву делили на четыре
части: одну для посева, другую – к посадкам, третью – для пастбищ скоту,
четвертую – в перелог».
     Видимо, на основании этих рекомендаций, сподвижник Петра I В.Н.
Татищев (см. шестой период) рекомендовал четырехполье, в то время как