История русской литературы ХХ века (Русский символизм). Бердникова О.А. - 25 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

25
круговые движения его сына ), и символами ницшеанских аполлонического и
дионисийских начал, и приметами космических стихий бытия.
Важнейшей темой романа «Петербург» является «петербургский
текст» русской классической литературы: наиболее востребованными
становятся мифологизированный образ Медного всадника одноименной
пушкинской поэмы, мотивы «Невского проспекта» Н . В. Гоголя и
петербургских романов Ф. М . Достоевского . Как и Сологуб, А. Белый
пародийно осмысливает трагическую коллизию «личность и государство», и
уже не бедный Евгений приходит к Медному Всаднику , а увековеченный в
легендарном памятнике царь поднимается в каморку к безумному террористу
Дудкину , который, впоследствии убивая Липпанченко , принимает позу
всадника , профанируя тем самым петербургскую идею российской
государственности .
Финал романа призван показать духовное перерождение Николая
Аполлоновича, который из поклонника Канта и западника превращается в
последователя Григория Сковороды и почвенника , возрождает в себе истинно
сыновнее почтение к отцу, обретает веру , то есть именно в его душе
происходит «рождение Христова импульса». Так должно произойти
преодоление и Запада и Востока и возвращение к национальным истокам как
необходимым условиям изживания кризисных явлений российской истории,
русского сознания и бытия в целом.
Итоги символизма
Символизм стал подлинно национальным феноменом в русской
литературе ХХ века . Это течение в полной мере отразило то , что Вячеслав
Иванов считал русской национальной чертой способность находить в мире и
передавать в искусстве «созвучие мистической душевности». Оригинальность
символизма в России состоит в убеждении его представителей в возможности и
необходимости средствами искусства познать мир, спастись от мира и спасти
мир, что делает символизм уникальной в истории русской культуры
эстетической утопией. Теория символа и мифа и творческая практика
символистов обогатили русскую литературу ХХ века новыми средствами
художественной выразительности , востребованными постсимволистскими
течениями (футуризмом и акмеизмом) и последующим развитием поэзии и
прозы . Вместе с тем, по словам Н. С . Гумилева , символизм «попеременно
братался то с теософией, то с оккультизмом», явился духовным и эстетическим
бунтом против существующего мира , то есть потенциально таил в себе
революционные настроения, а «многосмысленность» символов нередко
приводила к «подменам» сакральных понятий, «попиранью заветных святынь»
(А.Блок). По словам А. Белого , в русском символизме «вырождение»
переплетается в «возрождением», и это «возрождение» мыслилось
символистами как христианское, но в рамках течения оно не осуществилось, и
каждый из поэтов и писателей символизма прошел в этом направлении свой
собственный путь.
                                                  25
кру го вые дви жени я его сына ), и си мво ла ми ни ц ш еа нски х а п о лло ни ч еско го и
ди о ни си йски х на ч а л, и п ри мета ми ко сми ч ески х сти хи й быти я.
            В а жнейш ей темо й ро ма на «П етербу рг» является «пе т е рбург с к ий
т е к с т » ру сско й кла сси ч еско й ли тера ту ры: на и бо лее во стребо ва нными
ста но вятся ми фо ло ги з      и ро ва нный о бра з М едно го вса дни ка о дно и менно й
п у ш ки нско й п о э мы, мо ти вы «Н евско го п ро сп екта » Н . В . Го го ля и
п етербу ргски х ро ма но в Ф . М . Д о сто евско го . К а к и С о ло гу б, А. Белый
п а ро ди йно о смысли ва ет тра ги ч еску ю ко лли з         и ю «ли ч но сть и го су да рство », и
у же не бедный Е вгени й п ри хо ди т к М едно му В са дни ку , а у веко веч енный в
легенда рно м п а мятни ке ц а рь п о дни ма ется в ка мо рку к без            у мно му терро ри сту
Д у дки ну , ко то рый, вп о следстви и у би ва я Л и п п а нч енко , п ри ни ма ет п о з             у
вса дни ка , п ро фа ни ру я тем са мым п етербу ргску ю и дею ро сси йско й
го су да рственно сти .
            Ф инал ром ана п ри з       ва н п о ка за ть ду хо вно е п ереро ждени е Н и ко ла я
Ап о лло но ви ч а , ко то рый и з п о кло нни ка К а нта и з        а п а дни ка п ревра щ а ется в
п о следо ва теля Гри го ри я С ко во ро ды и п о ч венни ка , во з       ро жда ет в себе и сти нно
сыно внее п о чтени е к о тц у , о брета ет веру , то есть и менно в его ду ш е
п ро и схо ди т «ро ждени е Х ри сто ва и мп у льса ». Т а к до лжно п ро и з                     о йти
п рео до лени е и За п а да и В о сто ка и во з     вра щ ени е к на ц и о на льным и сто ка м ка к
нео бхо ди мым у сло ви ям и з       жи ва ни я кри з   и сных явлени й ро сси йско й и сто ри и ,
ру сско го со з   на ни я и быти я в ц ело м.
                                        И т ог и с имвол изм а
           С и мво ли зм ста л п о дли нно на ц и о на льным             фено мено м в ру сско й
ли тера ту ре Х Х века . Это теч ени е в п о лно й мере о тра з             и ло то , ч то В яч есла в
И ва но в сч и та л ру сско й на ц и о на льно й черто й – сп о со бно сть на хо ди ть в ми ре и
п ереда ва ть в и ску сстве «со з      ву ч и е ми сти ч еско й ду ш евно сти ». О ри ги на льно сть
си мво ли з    ма в Ро сси и со сто и т в у беждени и его п редста ви телей в во з       мо жно сти и
нео бхо ди мо сти средства ми и ску сства п о з          на ть ми р, сп а сти сь о т ми ра и сп а сти
ми р, ч то дела ет си мво ли з          м у ни ка льно й в и сто ри и ру сско й ку льту ры
э стети ч еско й у то п и ей. Т ео ри я си мво ла и ми фа и тво рч еска я п ра кти ка
си мво ли сто в о бо га ти ли ру сску ю ли тера ту ру Х Х века но выми средства ми
ху до жественно й выра з         и тельно сти , во стребо ва нными п о стси мво ли стски ми
теч ени ями (фу ту ри з     мо м и а кмеи з     мо м) и п о следу ющ и м ра з     ви ти ем п о э з
                                                                                                 ии и
п ро з  ы. В месте с тем, п о сло ва м Н . С . Гу ми лева , си мво ли з            м «п о п еременно
бра та лся то с тео со фи ей, то с о кку льти з      мо м», яви лся ду хо вным и э стети ч ески м
бу нто м п ро ти в су щ еству ющ его ми ра , то есть п о тенц и а льно та и л в себе
рево люц и о нные на стро ени я, а «мно го смысленно сть» си мво ло в нередко
п ри во ди ла к «п о дмена м» са кра льных п о няти й, «п о п и ра нью з         а ветных святынь»
(А.Бло к). П о сло ва м А. Бело го , в ру сско м си мво ли з                    ме «выро ждени е»
п ереп лета ется в «во з          ро ждени ем», и           э то   «во з ро ждени е» мысли ло сь
си мво ли ста ми ка к хри сти а нско е, но в ра мка х теч ени я о но не о су щ естви ло сь, и
ка ждый и зп о э то в и п и са телей си мво ли з        ма п ро ш ел в э то м на п ра влени и сво й
со бственный п у ть.