История русской литературы ХХ века (Русский символизм). Бердникова О.А. - 23 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

23
романе хлыстовской сектой «голубей» , символизирующей трагический хаос
русской жизни . Роман «Петербург» , по замыслу автора , должен был показать
Запад в России, а третья часть синтез восточных и западных начал в России,
однако эта часть так и не была написана как целостный текст и осталась в виде
отдельных фрагментов повестей «Моя жизнь», «Крещеный китаец». Но
«Петербург» оказался произведением, в котором А. Белому удалось
художественно раскрыть основы своей концепции и показать не синтез, а
трагическую противоречивость западных и восточных тенденций в
российской истории, в русском человеке и в грядущей судьбе России.
«Петербург» как символистский роман предполагает несколько
уровней осмысления: социально - исторический сюжет романа выстроен как
история покушения на сенатора Аблеухова , организованного группой
революционеров-террористов, с которыми связан сын сенатора , решивший
бросить сардиницу (бомбу ) в собственного отца. Так в романе отразился
захлестнувший Россию политический террор, кульминацией которого явилось
убийство в 1911 году П . А. Столыпина . В аспекте историософском это роман
о завершении петровского периода российской истории, о трагических
результатах западных идей и влияний, пришедших в Россию в эпоху Петра 1.
Сама тема Петербурга , образ города привносит в роман мистические
переживания и образы , эсхатологические предчувствия, что выводит
проблематику романа на метафизический уровень и делает «Петербург»
романом-апокалипсисом. Весь сложный комплекс проблем объединен в двух
сквозных мотивах романа : мотиве отцеубийства и мотиве провокации.
Мотив отцеубийства символизируется и мифологизируется в романе :
история покушения на сенатора из семейного конфликта перерастает в
исторический и мистический. Так сенатор Аполлон Аполлонович Аблеухов
отец главного героя символизирует поколение отцов как консервативное
начало российской жизни , неподвижность и мощь государственной власти ,
тяготеющей над живой жизнью, социальное и мировое зло . С ним соотносится
миф о Зевсе, а идентичность имени и отчества есть художественная реализация
эстетической концепции Ницше об аполлоническом и дионисийском способах
познания. Николай Аполлонивич символизирует «сыновей» молодое
поколение, радикализм которого перерождается в революцию и террор, взрыв и
вихревое начало истории, это русский «Дионис», разрываемый
противоречивыми мыслями и чувствами . Третий главный герой романа ,
довершающий, по определению самого А. Белого , «концертное трио, где
Россия партер», Александр Иванович Дудкин революционер -террорист
представлен автором как «сын Петра», продолжающий разрушительное,
западное дело «отца», он символизирует безумие, бред, безмерность и
убийство .
Мотив провокации раскрывает сюжетная линия, связанная с
деятельностью террористической группы, и персонифицируется в образе
Николая Липпанченко . Однако этот мотив также подвергается символизации:
революция, по мысли А. Белого , есть провокация Запада по отношению к
России, как и весь петровский период российской истории есть гигантская
                                                     23
ро ма не хлысто вско й секто й «го лу бей», си мво ли з                и ру ющ ей тра ги чески й ха о с
ру сско й жи з      ни . Ро ма н «П етербу рг», п о з      а мыслу а вто ра , до лжен был п о ка з        а ть
Запад в Р ос с ии, а третья ча сть – си нтезво сто ч ных и з                а п а дных на ч а л в Ро сси и ,
о дна ко э та ч а сть та к и не была на п и са на ка к ц ело стный текст и о ста ла сь в ви де
о тдельных фра гменто в – п о вестей «М о я жи з                  нь», «К рещ еный ки та ец ». Н о
«П етербу рг» о ка з         а лся п ро и з  ведени ем, в ко то ро м А. Бело му у да ло сь
ху до жественно ра скрыть о сно вы сво ей ко нц еп ц и и и п о ка з                     а ть не си нтез   , а
тра ги ч еску ю п ро ти во реч и во сть западных и вос т очных т е нденц ий в
ро сси йско й и сто ри и , в ру сско м ч ело веке и в гряду щ ей су дьбе Ро сси и .
           «П е т е рбург »      к ак с им вол ис т с к ий роман п редп о ла га ет неско лько
у ро вней о смыслени я: со ц и а льно -и сто ри ч ески й сюжет ро ма на выстро ен ка к
и сто ри я п о ку ш ени я на сена то ра Аблеу хо ва , о рга ни з                    о ва нно го гру п п о й
рево люц и о неро в-терро ри сто в, с ко то рыми связ               а н сын сена то ра , реш и вш и й
бро си ть са рди ни ц у (бо мбу ) в со бственно го о тц а . Т а к в ро ма не о тра з                    и лся
з а хлестну вш и й Ро сси ю п о ли ти ч ески й терро р, ку льми на ц и ей ко то ро го яви ло сь
у би йство в 1911 го ду П . А. С то лып и на . В а сп екте и сто ри о со фско м – это ро ма н
о з     а верш ени и п етро вско го п ери о да ро сси йско й и сто ри и , о тра ги ч ески х
рез   у льта та х з  а п а дных и дей и вли яни й, п ри ш едш и х в Ро сси ю в э п о ху П етра 1.
С а ма тема П етербу рга , о бра з го ро да п ри вно си т в ро ма н ми сти ч ески е
п ережи ва ни я и о бра з           ы, э сха то ло ги ч ески е п редч у встви я, ч то выво ди т
п ро блема ти ку ро ма на на мета фи з             и ч ески й у ро вень и дела ет «П етербу рг»
ро ма но м-а п о ка ли п си со м. В есь сло жный ко мп лекс п ро блем о бъ еди нен в дву х
скво з    ных мо ти ва х ро ма на : мо ти ве о тц еу би йства и мо ти ве п ро во ка ц и и .
            М от ив от ц е убийс т ва си мво ли з      и ру ется и ми фо ло ги з      и ру ется в ро ма не:
и сто ри я п о ку ш ени я на сена то ра и з семейно го ко нфли кта п ерера ста ет в
и сто ри ч ески й и ми сти ч ески й. Т а к сена то р Ап о лло н Ап о лло но ви ч Аблеу хо в –
о тец гла вно го геро я – си мво ли з           и ру ет п о ко лени е о тц о в ка к ко нсерва ти вно е
на ч а ло ро сси йско й жи з        ни , неп о дви жно сть и мо щ ь го су да рственно й вла сти ,
тяго теющ ей на д жи во й жи з          нью, со ц и а льно е и ми ро во е з     ло . С ни м со о тно си тся
ми ф о Зевсе, а и денти ч но сть и мени и о тч ества есть ху до жественна я реа ли з                   аци я
э стети ч еско й ко нц еп ц и и Н и ц ш е о б а п о лло ни ч еско м и ди о ни си йско м сп о со ба х
по з  на ни я. Н и ко ла й Ап о лло ни ви ч си мво ли з          и ру ет «сыно вей» – мо ло до е
п о ко лени е, ра ди ка ли з    м ко то ро го п ереро жда ется в рево люц и ю и терро р, вз           рыв и
ви хрево е на ч а ло             и сто ри и , э то        ру сски й «Д и о ни с»,            ра з
                                                                                                рыва емый
п ро ти во реч и выми мыслями и ч у вства ми . Т рети й гла вный геро й ро ма на ,
до верш а ющ и й, п о о п ределени ю са мо го А. Бело го , «ко нц ертно е три о , где
Ро сси я – п а ртер», Алекса ндр И ва но ви ч Д у дки н – рево люц и о нер-терро ри ст –
п редста влен а вто ро м ка к «сын П етра », п ро до лжа ющ и й ра з                        ру ш и тельно е,
з а п а дно е дело «о тц а », о н си мво ли з           и ру ет без  у ми е, бред, без        мерно сть и
у би йство .
            М от ив провок ац ии ра скрыва ет                  сюжетна я ли ни я, связ            а нна я с
деятельно стью терро ри сти ч еско й гру п п ы, и п ерсо ни фи ц и ру ется в о бра з                         е
Н и ко ла я Л и п п а нч енко . О дна ко э то т мо ти в та кже п о дверга ется си мво ли з            аци и :
рево люц и я, п о мысли А. Бело го , есть п ро во ка ц и я За п а да п о о тно ш ени ю к
Ро сси и , ка к и весь п етро вски й п ери о д ро сси йско й и сто ри и есть ги га нтска я