История русской литературы ХХ века (Русский символизм). Бердникова О.А. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

22
человека и его безграничных творческих возможностях, актуализированный
идеями Ницше о человеке-художнике, призванном стать «художественным
произведением», и о сильной личности , познающей сквозь призму дионисизма
трагические противоречия бытия. Рупрехт и граф Генрих люди одной
культурной эпохи , но представляющие два типа человека этой эпохи : Рупрехт
тип гуманиста и рационалиста , живущего по завету Брюсова «люби в себе
сверхчеловека», а граф Генрих тип человека , для которого «сокровенное
знание скрыто в символах», поэтому он стремится постигнуть это знание
мистически , интуитивным путем. Сюжетная линия романа , построенная на
сложных взаимоотношениях Рупрехта , Ренаты и графа Генриха , призвана
реализовать любимую символистами идею В .Соловьева об эротическом
переживании как пути к гносеологическому озарению. Так брюсовская
стилизация становится произведением о самопознании русского символизма и
двух его поколений «старшего» (Рупрехт) и «младшего» (граф Генрих).
Современники «прочитывали» в этом романе и историю об одном из
любовных «треугольников» серебряного века взаимоотношениях самого
Брюсова (Рупрехт), А. Белого (граф Генрих) и поэтессы Нины Петровской
(Рената ).
В оценках поступков героев романа , в общей его концепции ощутимо
стремление автора как писателя-символиста , выступающего под маской
Рупрехта автора «Правдивой повести», и под маской издателя и переводчика ,
преодолеть сугубо моральные категории. Брюсов эстетизирует любовную
страсть, в каждом герое акцентирует сосуществование духовного и плотского ,
Божественного и дьявольского , согласно заявленному им в одном из
стихотворений: «И Господа , и Дьявола готов прославить я». Так Брюсов,
подобно Сологубу , творит свой роман-миф, в котором осуществляет поиски
синтеза культур, способов познания, вечных онтологических идей.
Роман А . Белого «Петербург» (1911-1913) сложное произведение, не
имеющее аналогов в мировой литературе, это «самый замечательный русский
роман со времен Достоевского и Толстого» (Н. А. Бердяев). Роман о
Петербурге мог написать лишь писатель, обладающий, по мнению Н. А.
Бердяева , совсем особенным ощущением космической жизни . «Гениальность
А. Белого как художника в этом совпадении космического распыления и
космического вихря с распылением словесным, с вихрем словосочетаний. В
вихревом нарастании словосочетаний и созвучий дается нарастание жизненной
и космической напряженности , влекущей к катастрофе» так формулирует
известный русский философ основную философскую и стилевую особенность
романа .
Роман «Петербург» вторая часть романной трилогии А. Белого , общее
заглавие которой «Восток и Запад» заявляет ее основную концепцию.
Первая часть трилогии роман «Серебряный голубь» (1909) посвящена тьме
восточной стихии в народной жизни , перед которой бессильна утонченная
культура Запада и воспитанный в ее лоне русский дворянин-интеллигент ,
всегда стремящийся к сближению с народом, но обреченный на непонимание и
гибель. Восточная стихия трактуется Белым как языческая и представлена в
                                                    22
ч ело века и его без        гра ни ч ных тво рч ески х во з     мо жно стях, а кту а ли з     и ро ва нный
и деями Н и ц ш е о ч ело веке-ху до жни ке, п ри з           ва нно м ста ть «ху до жественным
п ро и з ведени ем», и о си льно й ли ч но сти , п о з     на ющ ей скво з       ь п ри зму ди о ни си з  ма
тра ги ч ески е п ро ти во реч и я быти я. Ру п рехт и гра ф Генри х – люди о дно й
ку льту рно й э п о хи , но п редста вляющ и е два ти п а ч ело века э то й э п о хи : Ру п рехт –
ти п гу ма ни ста и ра ц и о на ли ста , жи ву щ его п о з         а вету Брюсо ва «люби в себе
сверхч ело века », а гра ф Генри х – ти п ч ело века , для ко то ро го «со кро венно е
з на ни е скрыто в си мво ла х», п о э то му о н стреми тся п о сти гну ть это з                     на ни е
ми сти ч ески , и нту и ти вным п у тем. С южетна я ли ни я ро ма на , п о стро енна я на
сло жных вз       а и мо о тно ш ени ях Ру п рехта , Рена ты и гра фа Генри ха , п ри з                ва на
реа ли з  о ва ть люби му ю си мво ли ста ми и дею В .С о ло вьева о б э ро ти ч еско м
п ережи ва ни и ка к п у ти к гно сео ло ги ч еско му о з               а рени ю. Т а к брюсо вска я
сти ли з  а ц и я ста но ви тся п ро и зведени ем о са мо п о з     на ни и ру сско го си мво ли з     ма и
дву х его п о ко лени й – «ста рш его » (Ру п рехт) и «мла дш его » (гра ф Генри х).
С о временни ки «п ро ч и тыва ли » в э то м ро ма не и                    и сто ри ю о б о дно м и з
любо вных «треу го льни ко в» серебряно го века – вз                       а и мо о тно ш ени ях са мо го
Брюсо ва (Ру п рехт), А. Бело го (гра ф Генри х) и п о этессы Н и ны П етро вско й
(Рена та ).
           В о ц енка х п о сту п ко в геро ев ро ма на , в о бщ ей его ко нц еп ц и и о щ у ти мо
стремлени е а вто ра ка к п и са теля-си мво ли ста , высту п а ющ его п о д ма ско й
Ру п рехта – а вто ра «П ра вди во й п о вести », и п о д ма ско й и з           да теля и п ерево дч и ка ,
п рео до леть су гу бо мо ра льные ка тего ри и . Брюсо в э стети з                   и ру ет любо вну ю
стра сть, в ка ждо м геро е а кц енти ру ет со су щ ество ва ни е ду хо вно го и п ло тско го ,
Бо жественно го и дьяво льско го , со гла сно з                  а явленно му и м в о дно м и з
сти хо тво рени й: «И Го сп о да , и Д ьяво ла го то в п ро сла ви ть я». Т а к Брюсо в,
п о до бно С о ло гу бу , тво ри т сво й ро ма н-ми ф, в ко то ро м о су щ ествляет п о и ски
си нтез   а ку льту р, сп о со бо в п о зна ни я, веч ных о нто ло ги ч ески х и дей.
           Р ом ан А. Б е л ог о «П е т е рбург » (1911-1913) – сло жно е п ро и з           ведени е, не
и меющ ее а на ло го в в ми ро во й ли тера ту ре, э то «са мый з              а меч а тельный ру сски й
ро ма н со времен Д о сто евско го и Т о лсто го » (Н . А. Бердяев). Ро ма н о
П етербу рге мо г на п и са ть ли ш ь п и са тель, о бла да ющ и й, п о мнени ю Н . А.
Бердяева , со всем о со бенным о щ у щ ени ем ко сми ч еско й жи з                  ни . «Гени а льно сть
А. Бело го ка к ху до жни ка – в э то м со вп а дени и ко сми ч еско го ра сп ылени я и
ко сми ч еско го ви хря с ра сп ылени ем сло весным, с ви хрем сло во со ч ета ни й. В
ви хрево м на ра ста ни и сло во со ч ета ни й и со з     ву ч и й да ется на ра ста ни е жи з     ненно й
и ко сми ческо й на п ряженно сти , влеку щ ей к ка та стро фе» – та к фо рму ли ру ет
из  вестный ру сски й фи ло со ф о сно вну ю фи ло со фску ю и сти леву ю о со бенно сть
ро ма на .
          Ро ма н «П етербу рг» – вто ра я ч а сть ро ма нно й три ло ги и А. Бело го , о бщ ее
з а гла ви е ко то ро й – «Во сто к и За п а д» – з        а являет ее о сно вну ю ко нц еп ц и ю.
П ерва я ч а сть три ло ги и – ро ма н «С еребряный го лу бь» (1909) – п о свящ ена тьме
вос т очной сти хи и в на ро дно й жи з           ни , п еред ко то ро й бесси льна у то нч енна я
ку льту ра За п а да и во сп и та нный в ее ло не ру сски й дво ряни н-и нтелли гент,
всегда стремящ и йся к сбли жени ю с на ро до м, но о бреч енный на неп о ни ма ни е и
ги бель. В о сто ч на я сти хи я тра кту ется Белым ка к яз             ыч еска я и п редста влена в