История русской литературы ХХ века (Русский символизм). Бердникова О.А. - 24 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

24
провокация, осуществленная Петром и продолженная его «детьми». Однако
под европейской маской скрывается и «старое, гибельное для России
монгольское дело», то есть Запад и «Восток Ксеркса» две равно враждебные
России силы, объединившиеся в деле осуществления этой провокации. Так в
романе А . Белый мифологизирует соловьевскую идею панмонголизма .
Революция это и великая провокация сил мирового зла против России,
победить которое может, по логике автора, лишь «рождение Христова
импульса в душе», то есть «грядущий Христос». Эти идеи получают в романе
необычное художественное воплощение в образах-видениях: красное Домино ,
восходящее в «маске красной смерти» Эдгара По, и Белое Домино ,
символизирующее христианские начала .
Особенна интересна смысловая эмблематика имен и фамилий, в
которых зашифрована концептуально значимая идея объединения
демонических сил Запада и языческого Востока против России. Путь к
расшифровке их мифологической и символической значимости показал сам А.
Белый, выявляя восточные корни рода Аблеуховых и разбивая фамилию своих
героев на составляющие ее смысловые компоненты: Аб-Лай- Ухов. Это «лай»
«вскричит смыслом» в именах Николай сына сенатора и Липпанченко ,
указывая на укоренение и возобладание восточных, темных, стихийных начал
в человеке ХХ века . Фамилия провокатора Лип-пан-ченко столь же
символична : ее первая часть в латинской транскрипции означает «губы»
(губастость этого персонажа постоянно акцентируется автором), а в русском
эквиваленте обыгрывается автором как липкое, прилипающее, противное
начало , главенство которого в человеке и над человеком несет слово «пан» .
Другие фамилии оборотня Липпанченко еще более выразительны : Мавро -
кордато легко расшифровывается как «черная веселая пляска», а Шишнарфнэ и
перевертыш Энфраншиш содержат слово «шиш», имеющее в русском языке
значения «сатана , бес, привидение, соглядатай» , а также «ничто». А. Белый
увидел в революции разрушительные, демонические стихии, подчеркивал
провокационность как одну из основных ее политических и духовных
характеристик.
Основные образы -символы романа: символ взрыва (терзания,
разрыва традиционных связей) как взрыва истории, культуры, памяти ,
семейной и духовной преемственности , сложившегося жизненного уклада ,
сознания героев («мозговые игры» сенатора и его сына , безумие Дудкина ),
устоявшегося стиля романного повествования (ритмическая проза ,
обрывочность повествования, игра слов); символ льда как замерзания,
омертвения жизни в городе , доме сенатора , в правительственных
учреждениях, в отношениях отца и сына , в сердцах людей; символ пыли как
распадения, праха , гибели , развоплощения; символ теней и тумана
устойчивый символ Петербурга как города - призрака и призраков,
общекультурный атрибут загробного мира ; символы линии и круга являются
и характеристиками петербургского локуса (проспекта и площади ), и
символическими характеристиками героев (прямые линии и кубы сенатора и
                                                    24
п ро во ка ц и я, о су щ ествленна я П етро м и п ро до лженна я его «детьми ». О дна ко
п о д евро п ейско й ма ско й скрыва ется и «ста ро е, ги бельно е для Ро сси и
мо нго льско е дело », то есть За п а д и «В о сто к К серкса » – две ра вно вра ждебные
Ро сси и си лы, о бъ еди ни вш и еся в деле о су щ ествлени я э то й п ро во ка ц и и . Т а к в
ро ма не А. Белый ми фо ло ги з             и ру ет со ло вьевску ю и дею п а нмо нго ли з              ма .
Рево люц и я – э то и вели ка я п ро во ка ц и я си л ми ро во го з              ла п ро ти в Ро сси и ,
п о беди ть ко то ро е мо жет, п о ло ги ке а вто ра , ли ш ь «ро ждени е Х ри сто ва
и мп у льса в ду ш е», то есть «гряду щ и й Х ри сто с». Эти и деи п о лу ч а ют в ро ма не
нео быч но е ху до жественно е во п ло щ ени е в о бра з         а х-ви дени ях: кра сно е Д о ми но ,
во схо дящ ее в «ма ске кра сно й смерти » Эдга ра П о , и Бело е Д о ми но ,
си мво ли з  и ру ющ ее хри сти а нски е на ч а ла .
         О со бенна и нтересна с м ыс л овая эм бл е мат ик а име н и ф ам ил ий, в
ко то рых з      а ш и фро ва на ко нц еп ту а льно         зна ч и ма я и дея           о бъ еди нени я
демо ни ч ески х си л За п а да и яз          ыч еско го В о сто ка п ро ти в Ро сси и . П у ть к
ра сш и фро вке и х ми фо ло ги ч еско й и си мво ли ч еско й з        на ч и мо сти п о ка з  а л са м А.
Белый, выявляя во сто ч ные ко рни ро да Аблеу хо вых и ра з                 би ва я фа ми ли ю сво и х
геро ев на со ста вляющ и е ее смысло вые ко мп о ненты: Аб-Л а й- Ухо в. Это «ла й»
«вскри ч и т смысло м» в и мена х Н и ко ла й – сына сена то ра и Л и п п а нч енко ,
у ка зыва я на у ко ренени е и во з      о бла да ни е во сто ч ных, темных, сти хи йных на ч а л
в ч ело веке Х Х века . Ф а ми ли я п ро во ка то ра Л и п -п а н-ч енко сто ль же
си мво ли ч на : ее п ерва я ч а сть в ла ти нско й тра нскри п ц и и о з             на ч а ет «гу бы»
(гу ба сто сть это го п ерсо на жа п о сто янно а кц енти ру ется а вто ро м), а в ру сско м
э кви ва ленте о быгрыва ется а вто ро м ка к ли п ко е, п ри ли п а ющ ее, п ро ти вно е
на ч а ло , гла венство ко то ро го в ч ело веке и на д ч ело веко м несет сло во «п а н».
Д ру ги е фа ми ли и о бо ро тня Л и п п а нч енко ещ е бо лее выра з              и тельны: М а вро -
ко рда то легко ра сш и фро выва ется ка к «ч ерна я весела я п ляска », а Ш и ш на рфнэ и
п еревертыш Энфра нш и ш со держа т сло во «ш и ш », и меющ ее в ру сско м яз                          ыке
з на ч ени я «са та на , бес, п ри ви дени е, со гляда та й», а та кже «ни ч то ». А. Белый
у ви дел в рево люц и и ра з       ру ш и тельные, демо ни ч ески е сти хи и , п о дч ерки ва л
п ро во ка ц и о нно сть ка к о дну и з о сно вных ее п о ли ти ч ески х и ду хо вных
ха ра ктери сти к.
         Ос новные образы-с имвол ы ром ана:                        с им вол взрыва (терз            а ни я,
ра з рыва тра ди ц и о нных связ        ей) ка к вз       рыва и сто ри и , ку льту ры, п а мяти ,
семейно й и ду хо вно й п реемственно сти , сло жи вш его ся жи з                   ненно го у кла да ,
со з на ни я геро ев («мо з    го вые и гры» сена то ра и его сына , без             у ми е Д у дки на ),
у сто явш его ся сти ля ро ма нно го                 п о вество ва ни я (ри тми ч еска я п ро з           а,
о брыво ч но сть п о вество ва ни я, и гра сло в); с им вол л ь да ка к з                    а мерз  а ни я,
о мертвени я жи з       ни – в го ро де, до ме сена то ра , в п ра ви тельственных
у ч реждени ях, в о тно ш ени ях о тц а и сына , в сердц а х людей; с им вол пыл и ка к
ра сп а дени я, п ра ха , ги бели , ра з      во п ло щ ени я; с им вол т е не й и т ум ана –
у сто йч и вый си мво л П етербу рга ка к го ро да -п ри з                   ра ка     и     п ри зра ко в,
о бщ еку льту рный а три бу т з     а гро бно го ми ра ; с им вол ы л инии и к руг аявляются
и ха ра ктери сти ка ми п етербу ргско го ло ку са (п ро сп екта и п ло щ а ди ), и
си мво ли ч ески ми ха ра ктери сти ка ми геро ев (п рямые ли ни и и ку бы сена то ра и