История русской литературы ХХ века (Русский символизм). Бердникова О.А. - 20 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

20
характеризующие мир «невинных» удовольствий Людмилочки и Саши
Пыльникова . Сологуб, переживая универсальный символистский миф о
дионисизме, в основу которого легли идеи Ф . Ницше, утверждает
внеморальность красоты и радость телесных наслаждений. Символизируются
имена и фамилии героев: отчество Людмилы Платоновна указывает на ее
близость греческой античности , а латинское означает «красный» , что в русском
эквиваленте синонимично понятию «красивый» и одновременно содержит
обозначение любимого цвета Людмилы, кроме того , желтый и красный цвета
сочетаются и в маскарадном костюме Саши. Фамилия Пыльников содержит
антиномичную смысловую эмблематику : пыльник цветок, а пыль
соотносилась символистами всегда с прахом, тленом, распадом. Может быть,
поэтому Людмилин миф об освобождающей силе красоты рассыпается от
проникновения в ее комнатный мир притворства и обмана . Подлинным
выразителем идеального лирического мира является в романе образ автора как
творца текста , чьи ирония, особая лирическая интонация, прямые суждения, в
частности , о поруганной в мире красоте, и позволяют составить представление
о новом мире, к радостям которого влечется сердце человека .
Однако в символистском романе особой темой становится культурная
традиция. В «Мелком бесе» объектом художественной игры автора цитации,
перефразирования, полемики , пародии являются русская классическая
реалистическая традиция, мифологии разных народов, некоторые произведения
мировой литературы. Мифы (тексты) русской литературы, дешифрующие
поведение и сущность Передонова , связаны с темой провинциальной жизни и
темой маленького человека , прежде всего раскрытые в «Записках
сумасшедшего», «Ревизоре», «Женитьбе» и «Мертвых душах» Н . В. Гоголя,
«Человеке в футляре» А. Чехова . Мотив бесовства и мифологема пожара ведут
к «Бесам», а мотив поруганной красоты к роману «Идиот» Ф . М . Достоевского ,
подмигивающие карты, мифическая и всесильная княгиня , безусловно ,
обращают к «Пиковой даме» А. Пушкина . Мифологизация текстов русской
классики рождает мифы о мещанском бытии как деструкции, хаосе, безумии,
гибели , а также о человеке (маленьком человеке), становящемся жертвой
мертвящего общественного и жизненного порядка . Однако Ф . Сологуб дает
свою интерпретацию этих мифов: ужас и бессмысленность мещанской среды
писатель осознает как проявление мирового зла , поэтому город Передонова и
передоновщина символизируют всеобщий уклад бытия. «Маленький человек»,
всегда вызывающий сострадание, преобразуется под пером Сологуба в
«мелкого беса», одержимого манией убийства , проявляющего садистские
склонности по отношению в окружающим людям, и является уже не жертвой, а
игрушкой, марионеткой, управляемой сатанинскими стихиями .
Мифологической основой сюжетно - образной линии Людмилы и Саши
служат мифы в собственном значении слова : Людмила и Саша соответствуют
Афродите и Дионису , а также героям любовно - буколической повести Лонга
«Дафнис и Хлоя», отсюда культ телесной красоты и оргийного дионисийского
праздника жизни , который устраивают герои. Однако античные мотивы
осмыслены Сологубом сквозь призму идей Ф . Ницше: растерзание Саши-
                                                   20
ха ра ктери з  у ющ и е ми р «неви нных» у до во льстви й Л юдми ло ч ки и С а ш и
П ыльни ко ва . С о ло гу б, п ережи ва я у ни верса льный си мво ли стски й ми ф о
ди о ни си з ме, в о сно ву ко то ро го легли и деи Ф . Н и ц ш е, у твержда ет
внемо ра льно сть кра со ты и ра до сть телесных на сла ждени й. С и мво ли з                и ру ются
и мена и фа ми ли и геро ев: о тч ество Л юдми лы П ла то но вна у ка з                 ыва ет на ее
бли з  о сть греч еско й а нти ч но сти , а ла ти нско е о з на ч а ет «кра сный», ч то в ру сско м
э кви ва ленте си но ни ми ч но п о няти ю «кра си вый» и о дно временно со держи т
о бо з на ч ени е люби мо го ц вета Л юдми лы, кро ме то го , желтый и кра сный ц вета
со ч ета ются и в ма ска ра дно м ко стюме С а ш и . Ф а ми ли я П ыльни ко в со держи т
а нти но ми ч ну ю смысло ву ю э мблема ти ку : п ыльни к – ц вето к, а п ыль
со о тно си ла сь си мво ли ста ми всегда с п ра хо м, тлено м, ра сп а до м. М о жет быть,
п о э то му Л юдми ли н ми ф о б о сво бо жда ющ ей си ле кра со ты ра ссып а ется о т
п ро ни кно вени я в ее ко мна тный ми р п ри тво рства и о бма на . П о дли нным
выра з   и телем и деа льно го ли ри ческо го ми ра является в ро ма не о бра за вто ра ка к
тво рц а текста , ч ьи и ро ни я, о со ба я ли ри ч еска я и нто на ц и я, п рямые су ждени я, в
ч а стно сти , о п о ру га нно й в ми ре кра со те, и п о з  во ляют со ста ви ть п редста влени е
о но во м ми ре, к ра до стям ко то ро го влечется сердц е ч ело века .
           О дна ко в си мво ли стско м ро ма не о со бо й темо й ста но ви тся к ул ь т урная
т радиц ия. В «М елко м бесе» о бъ екто м ху до жественно й и гры а вто ра – ц и та ц и и ,
п ерефра з   и ро ва ни я, п о леми ки , п а ро ди и – являются ру сска я кла сси ч еска я
реа ли сти ч еска я тра ди ц и я, ми фо ло ги и ра з  ных на ро до в, неко то рые п ро и з    ведени я
ми ро во й ли тера ту ры. М и фы (тексты) ру сско й ли тера ту ры, деш и фру ющ и е
п о ведени е и су щ но сть П ередо но ва , связ      а ны с темо й п ро ви нц и а льно й жи з      ни и
темо й ма ленько го            ч ело века , п режде всего             ра скрытые в «За п и ска х
су ма сш едш его », «Реви з      о ре», «Ж ени тьбе» и «М ертвых ду ш а х» Н . В . Го го ля,
«Ч ело веке в фу тляре» А. Ч ехо ва . М о ти в бесо вства и ми фо ло гема п о жа ра веду т
к «Беса м», а мо ти в п о ру га нно й кра со ты к ро ма ну «И ди о т» Ф . М . Д о сто евско го ,
п о дми ги ва ющ и е ка рты, ми фи ч еска я и всеси льна я княги ня, без                     у сло вно ,
о бра щ а ют к «П и ко во й да ме» А. П у ш ки на . М и фо ло ги з          а ц и я тексто в ру сско й
кла сси ки ро жда ет ми фы о мещ а нско м быти и ка к дестру кц и и , ха о се, без               у ми и ,
ги бели , а та кже о ч ело веке (ма ленько м ч ело веке), ста но вящ емся жертво й
мертвящ его о бщ ественно го и жи з            ненно го п о рядка . О дна ко Ф . С о ло гу б да ет
сво ю и нтерп рета ц и ю э ти х ми фо в: у жа с и бессмысленно сть мещ а нско й среды
п и са тель о со з на ет ка к п ро явлени е ми ро во го з    ла , п о это му го ро д П ередо но ва и
п ередо но вщ и на си мво ли з     и ру ют всео бщ и й у кла д быти я. «М а леньки й чело век»,
всегда выз       ыва ющ и й со стра да ни е, п рео бра з     у ется п о д п еро м С о ло гу ба в
«мелко го беса », о держи мо го ма ни ей у би йства , п ро являющ его са ди стски е
скло нно сти п о о тно ш ени ю в о кру жа ющ и м людям, и является у же не жертво й, а
и гру ш ко й, ма ри о нетко й, у п ра вляемо й са та ни нски ми сти хи ями .
           М и фо ло ги ч еско й о сно во й сюжетно -о бра з     но й ли ни и Л юдми лы и С а ш и
слу жа т ми фы в со бственно м з         на ч ени и сло ва : Л юдми ла и С а ш а со о тветству ют
Афро ди те и Д и о ни су , а та кже геро ям любо вно -бу ко ли ч еско й п о вести Л о нга
«Д а фни с и Х ло я», о тсюда ку льт телесно й кра со ты и о рги йно го ди о ни си йско го
п ра з дни ка жи з    ни , ко то рый у стра и ва ют геро и . О дна ко а нти ч ные мо ти вы
о смыслены С о ло гу бо м скво з         ь п ри зму и дей Ф . Н и ц ш е: ра стерз       а ни е С а ш и -