История русской литературы ХХ века (Русский символизм). Бердникова О.А. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

19
ином взаимном отношении». Так писатель-символист семантически
переориентирует понятия иронии и лирики : ирония призвана вскрыть
противоречия на уровне земной жизни , принимает это уродливый мир, а
лирика , отрицая материальный мир, противопоставляет ему мир идеальный.
Такое ироническое утверждение и лирическое отрицание проясняют характер
смеха в творчестве Сологуба , смех становится проявлением мистической сути
бытия как двоемирия, и следовательно так же амбивалентен: смех может быть
прославлением, сакральным (лирика ) и осмеянием, профаннным (ирония).
Поэтому -то поведение всех и каждого действующего лица романа
характеризуется через смеховые реакции, а в самом романе можно увидеть мир
иронический (мир передоновщины ) и мир лирический, представленный
сюжетной линией Людмилы Рутиловой и Саши Пыльникова и образом автора .
Иронический мир передоновщины раскрывается в основной
сюжетной линии романа , связанной с историей сватовства и женитьбы
Передонова во внешнем его бытии в тексте романа и историей его
сумасшествия во внутреннем бытии. Иронический мир мир зла , и смех его
злой и глумливый. Так смех Варвары «наглый и трусливый» , она часто
«ухмыляется», как недотыкомка , она травит Передонова , издевается над ним и
в то же время боится потерять в его лице жениха . Темнокожая, черноволосая, в
черной одежде , постоянно в дыму от курения трубки , Вершина напоминает и
колдунью, и вертящуюся недотыкомку , она «криво усмехается», зная
подоплеку интриги Варвары и в конечном итоге разоблачая ее. Молодую вдову
Грушину , пишущую для Варвары письма мифической княгини Волчанской, в
тексте характеризует запыленность одежды и нескромность поведения (пыль в
контексте символизма означает распад, развоплощенность бытия), она
«посмеивается», «нахально подмигивает», хихикает и вертится, так же являясь
одной из ипостасей «серой, безликой, хохочущей» недотыкомки . «Блеющий» ,
глупый и радостный смех Володина , о сходстве которого с бараном
неоднократно говорится в тексте, сразу предопределяет его роль в сюжете
роль жертвенного агнца, обреченного на закланье. И , наконец , смех самого
Передонова почти всегда хохот, который характеризуется как «отрывистый»
и «угрюмый» , неожиданный и «механический» , чем подчеркивается
непоследовательность, случайность его реакций и поступков, как бы от него
независящих. Смеются и хохочут все персонажи , животные, вещи и предметы.
В художественном мире романа Сологуба смех форма существования как
безумия, разрушения и хаоса , управляемого сатанинскими силами . Смеющиеся
лица романа это маски человеческой комедии, всегда разыгрываемой в мире.
Важнейшее значение в конструировании иронического мира романа имеют
игры карточные, бильярдные, словесные, пляски , розыгрыши и маскарад.
Иронический мир передоновщины предстает как средоточие мирового зла ,
обмана , безумия, абсурда .
Лирический мир романа во всем противопоставлен миру
ироническому . Злобе , грубому сексу , душевной болезни , вони , грязи и
уродству передоновщины противостоят искреннее веселье, радостный смех,
утонченная эротика , здоровье, красота тела , чистота и приятные запахи ,
                                                      19
и но м вз     а и мно м о тно ш ени и ». Т а к п и са тель-си мво ли ст сема нти ч ески
п ерео ри енти ру ет п о няти я и ро ни и и ли ри ки : и ро ни я п ри з                   ва на вскрыть
п ро ти во реч и я на у ро вне з       емно й жи з    ни , п ри ни ма ет это у ро дли вый ми р, а
ли ри ка , о три ц а я ма тери а льный ми р, п ро ти во п о ста вляет ему ми р и деа льный.
Т а ко е и ро ни ч еско е у тверждени е и ли ри ч еско е о три ц а ни е п ро ясняют ха ра ктер
смеха в тво рчестве С о ло гу ба , смех ста но ви тся п ро явлени ем ми сти ч еско й су ти
быти я ка к дво еми ри я, и следо ва тельно та к же а мби ва лентен: смех мо жет быть
п ро сла влени ем, са кра льным (ли ри ка ) и о смеяни ем, п ро фа ннным (и ро ни я).
П о э то му -то п о ведени е всех и ка ждо го действу ющ его ли ц а ро ма на
ха ра ктери з  у ется ч ерезсмехо вые реа кц и и , а в са мо м ро ма не мо жно у ви деть м ир
ирониче с к ий (ми р п ередо но вщ и ны) и мир л ириче с к ий, п редста вленный
сюжетно й ли ни ей Л юдми лы Ру ти ло во й и С а ш и П ыльни ко ва и о бра з                  о м а вто ра .
          И рониче с к ий м ир пере доновщ ины ра скрыва ется в о сно вно й
сюжетно й ли ни и ро ма на , связ              а нно й с и сто ри ей сва то вства и жени тьбы
П ередо но ва во внеш нем его быти и в тексте ро ма на и и сто ри ей его
су ма сш естви я во вну треннем быти и . И ро ни ч ески й ми р – ми р з                  ла , и смех его
з ло й и глу мли вый. Т а к смех В а рва ры «на глый и тру сли вый», о на ч а сто
«у хмыляется», ка к недо тыко мка , о на тра ви т П ередо но ва , и з               дева ется на д ни м и
в то же время бо и тся п о терять в его ли ц е жени ха . Т емно ко жа я, ч ерно во ло са я, в
ч ерно й о дежде, п о сто янно в дыму о т ку рени я тру бки , Верш и на на п о ми на ет и
ко лду нью, и вертящ у юся недо тыко мку , о на «кри во у смеха ется», з                                  на я
п о до п леку и нтри ги В а рва ры и в ко неч но м и то ге ра з         о бла ч а я ее. М о ло ду ю вдо ву
Гру ш и ну , п и ш у щ у ю для В а рва ры п и сьма ми фи ч еско й княги ни Во лч а нско й, в
тексте ха ра ктери з     у ет за п ыленно сть о дежды и нескро мно сть п о ведени я (п ыль в
ко нтексте си мво ли з       ма о з    на ч а ет ра сп а д, ра з    во п ло щ енно сть быти я), о на
«п о смеи ва ется», «на ха льно п о дми ги ва ет», хи хи ка ет и верти тся, та к же являясь
о дно й и зи п о ста сей «серо й, без         ли ко й, хо хо ч у щ ей» недо тыко мки . «Блеющ и й»,
глу п ый и ра до стный смех В о ло ди на , о схо дстве ко то ро го с ба ра но м
нео дно кра тно го во ри тся в тексте, сра з           у п редо п ределяет его ро ль в сюжете –
ро ль жертвенно го а гнц а , о бреч енно го на з             а кла нье. И , на ко нец , смех са мо го
П ередо но ва – п о ч ти всегда хо хо т, ко то рый ха ра ктери з            у ется ка к «о трыви стый»
и «у грюмый», нео жи да нный и «меха ни ч ески й», ч ем п о дч ерки ва ется
неп о следо ва тельно сть, слу ч а йно сть его реа кц и й и п о сту п ко в, ка к бы о т него
нез  а ви сящ и х. С меются и хо хо ч у т все п ерсо на жи , жи во тные, вещ и и п редметы.
В ху до жественно м ми ре ро ма на С о ло гу ба смех – фо рма су щ ество ва ни я ка к
без  у ми я, ра з ру ш ени я и ха о са , у п ра вляемо го са та ни нски ми си ла ми . С меющ и еся
ли ц а ро ма на – э то ма ски ч ело веч еско й ко меди и , всегда ра з             ыгрыва емо й в ми ре.
В а жнейш ее з     на ч ени е в ко нстру и ро ва ни и и ро ни ческо го ми ра ро ма на и меют
и гры – ка рто ч ные, би льярдные, сло весные, п ляски , ро з                    ыгрыш и и ма ска ра д.
И ро ни ч ески й ми р п ередо но вщ и ны п редста ет ка к средо то ч и е ми ро во го з                     ла ,
о бма на , без  у ми я, а бсу рда .
            Лириче с к ий м ир ром ана во                        всем п ро ти во п о ста влен ми ру
и ро ни ч еско му . Зло бе, гру бо му сексу , ду ш евно й бо лез                   ни , во ни , гряз     и и
у ро дству п ередо но вщ и ны п ро ти во сто ят и скреннее веселье, ра до стный смех,
у то нч енна я эро ти ка , з     до ро вье, кра со та тела , ч и сто та и п ри ятные з               а п а хи ,