История русской литературы ХХ века (Русский символизм). Бердникова О.А. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

18
романа . Развертывание символического ряда становится мощным средством
художественного обобщения.
В символистском романе автор абсолютное творческое и творящее
начало . Такой роман, будучи «творимой легендой» (мифом), в своих жанровых
очертаниях полностью порождается творящим субъектом. Автор обладает
абсолютной творческой свободой, заявляет свое право на творческую игру ,
подчеркнутую условность, театрализацию повествования, сложную
пространственно - временную организацию текста . «Символические формы
времени возникают в символистском романе за счет контаминации различных
систем времяисчисления, в конечном счете подчиняющихся универсальной
дихотомической системе: время вечность (отрицание времени ) » (С . Ильев).
Художественное пространство , сохраняя конкретные признаки топологии,
реализуется в символических рядах с широким диапозоном модификаций,
возникающих благодаря общей мифопоэтической природе символистского
текста . Происходят сложнейшие преобразования форм времени и пространства
в сознании действующих лиц, имеющие целью показать существование
невидимых измерений бытия, и это становится общей типологической чертой
всех символистских романов.
Все символисты так или иначе стремились реализовать в своей
творческой практике соловьевскую идею синтеза , и в таком жанре, как роман,
идея синтеза находила свое наиболее полное выражение. В модернизме автор
«пытается сконструировать, алхимически синтезировать из разнородных
осколков целостность жизни , миф бытия» (Н . Рымарь).
Модернистских романов много больше, чем символистских.
Модернистский роман можно назвать символистским только при условии, что в
его системе фундаментальное место принадлежит категории символа и
диалектически связанной с нею категории мифа . Наиболее совершенными
образцами символистского романа исследователи считают роман Ф. Сологуба
«Мелкий бес», роман В. Брюсова «Огненный ангел» и роман А. Белого
«Петербург».
Роман Ф . Сологуба «Мелкий бес» (1902) оказал существенное влияние
на развитие русского романного творчества всего ХХ века . Роман выдержал
девять изданий до революции и шесть после революции 1917 года . В основе
художественной концепции Ф. Сологуба лежит представление о том, что бытие
двоемирно , и в процессе познания человеку открываются две истины как два
способа понимания мира : иронический и лирический. «Две истины , два
познания даны человеку . Одна истина , один способ понимания мира ирония.
Она принимает мир до конца. Этим покорным принятием мира она вскрывает
роковые противоречия нашего мира , уравновешивает их… Другая истина о
мире лирика . Она отрицает и разрушает здешний мир и на великолепных
развалинах его строит новый. К радости этого нового мира вечно влечется
слабое сердце человека , так писал Ф . Сологуб в статье «Искусство наших
дней» (1915). Эти две тенденции универсальны : они направляют внутренний
мир человека , они же проникают в художественный процесс, отсюда по
Сологубу и «всякая поэзия представляет сочетание иронии и лирики в том или
                                                      18
ро ма на . Ра з   вертыва ни е си мво ли ч еско го ряда ста но ви тся мо щ ным средство м
ху до жественно го о бо бщ ени я.
           В си мво ли стско м ро ма не а вто р – а бсо лютно е тво рч еско е и тво рящ ее
на ч а ло . Т а ко й ро ма н, бу ду ч и «тво ри мо й легендо й» (ми фо м), в сво и х жа нро вых
о ч ерта ни ях п о лно стью п о ро жда ется тво рящ и м су бъ екто м. Авто р о бла да ет
а бсо лютно й тво рч еско й сво бо до й, з           а являет сво е п ра во на тво рч еску ю и гру ,
п о дч еркну ту ю         у сло вно сть,       теа тра ли з   аци ю       п о вество ва ни я,      сло жну ю
п ро стра нственно -временну ю о рга ни з             а ц и ю текста . «С и мво ли ч ески е фо рмы
времени во з       ни ка ют в си мво ли стско м ро ма не з         а сч ет ко нта ми на ц и и ра з   ли ч ных
си стем времяи сч и слени я, в ко неч но м сч ете п о дч и няющ и хся у ни верса льно й
ди хо то ми ч еско й си стеме: время – веч но сть (о три ц а ни е времени )» (С . И льев).
Х у до жественно е п ро стра нство , со хра няя ко нкретные п ри з                       на ки то п о ло ги и ,
реа ли з  у ется в си мво ли ч ески х ряда х с ш и ро ки м ди а п о з               о но м мо ди фи ка ц и й,
во з ни ка ющ и х бла го да ря о бщ ей ми фо п о э ти ч еско й п ри ро де си мво ли стско го
текста . П ро и схо дят сло жнейш и е п рео бра з           о ва ни я фо рм времени и п ро стра нства
в со з   на ни и действу ющ и х ли ц , и меющ и е ц елью п о ка з                     а ть су щ ество ва ни е
неви ди мых и з      мерени й быти я, и э то ста но ви тся о бщ ей ти п о ло ги ч еско й ч ерто й
всех си мво ли стски х ро ма но в.
           В се си мво ли сты та к и ли и на ч е стреми ли сь реа ли з                     о ва ть в сво ей
тво рч еско й п ра кти ке со ло вьевску ю и дею си нтез              а , и в та ко м жа нре, ка к ро ма н,
и дея си нтез     а на хо ди ла сво е на и бо лее п о лно е выра жени е. В мо дерни з              ме а вто р
«п ыта ется ско нстру и ро ва ть, а лхи ми чески си нтез                   и ро ва ть и з ра з    но ро дных
о ско лко в ц ело стно сть жи з      ни , ми ф быти я» (Н . Рыма рь).
           М о дерни стски х ро ма но в мно го                    бо льш е, ч ем си мво ли стски х.
М о дерни стски й ро ма н мо жно на з          ва ть си мво ли стски м то лько п ри у сло ви и , ч то в
его си стеме фу нда мента льно е место п ри на длежи т ка тего ри и си мво ла и
ди а лекти ч ески связ       а нно й с нею ка тего ри и ми фа . Н а и бо лее со верш енными
о бра з ц а ми си мво ли стско го ро ма на и сследо ва тели сч и та ют ро ма н Ф . С о ло гу ба
«М елки й бес», ро ма н В . Брюсо ва «О гненный а нгел» и ро ма н А. Бело го
«П етербу рг».
           Р ом ан Ф . Сол ог уба«М е л к ий бес » (1902) о ка з              а л су щ ественно е вли яни е
на ра з   ви ти е ру сско го ро ма нно го тво рчества всего Х Х века . Ро ма н выдержа л
девять и з    да ни й до рево люц и и и ш есть п о сле рево люц и и 1917 го да . В о сно ве
ху до жественно й ко нц еп ц и и Ф . С о ло гу ба лежи т п редста влени е о то м, ч то быти е
дво еми рно , и в п ро ц ессе п о з       на ни я ч ело веку о ткрыва ются две и сти ны ка к два
сп о со ба п о ни ма ни я ми ра : и ро ни ч ески й и ли ри ч ески й. «Д ве и сти ны, два
по з на ни я да ны ч ело веку . О дна и сти на , о ди н сп о со бп о ни ма ни я ми ра – и ро ни я.
О на п ри ни ма ет ми р до ко нц а . Эти м п о ко рным п ри няти ем ми ра о на вскрыва ет
ро ко вые п ро ти во реч и я на ш его ми ра , у ра вно веш и ва ет и х… Д ру га я и сти на о
ми ре – ли ри ка . О на о три ц а ет и ра з         ру ш а ет з   деш ни й ми р и на вели ко леп ных
ра з ва ли на х его стро и т но вый. К ра до сти э то го но во го ми ра веч но влеч ется
сла бо е сердц е ч ело века , – та к п и са л Ф . С о ло гу б в ста тье «И ску сство на ш и х
дней» (1915). Эти две тенденц и и у ни верса льны: о ни на п ра вляют вну тренни й
ми р ч ело века , о ни же п ро ни ка ют в ху до жественный п ро ц есс, о тсюда п о
С о ло гу бу и «всяка я п о э з    и я п редста вляет со ч ета ни е и ро ни и и ли ри ки в то м и ли