История русской литературы ХХ века (Русский символизм). Бердникова О.А. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

16
слово распадается на элементы, и лексическое значение придается морфемам и
фонемам. Более продуктивно эта реформа была усвоена футуристами , поэтому
А. Белого с полным правом называли «отцом русского футуризма».
Исключительную роль в композиции стихотворений символистов
играют сочетание различных повторов и параллелизмов: тематических,
синтаксических, лексических, интонационных, метрических и звуковых.
Обогащается рифмовка , широко используются внутренние и сквозные рифмы,
утонченные аллитерация и ассонансы.
Словарь символов русского символизма: Вечная Женственность,
Невеста , София, Жена , Прекрасная Дама , Звезда , Жених, Крест, Кубок, Логос,
Лилия, Роза , Свет, Музыка , Судьба , Дух, Демон, Тьма , Театр , Учитель, Весна ,
Пепел, Лед, Змея, Заря, Ночь, Лазурь, Солнце.
Мифологический смысл приобретают слова из повседневного обихода :
берег, гора, город, дверь, дом, дым, калитка , ограда , озеро , порог, пыль, река ,
электрический свет (И . С , Приходько ).
Проза писателей-символистов
Одним из ведущих романистов серебряного века был Д. С.
Мережковский, в творчестве которого особенно заметно стремление к синтезу
сознания. Основополагающим принципом мышления Д. С . Мережковского
можно считать цикличность, свойственную не только поэтическому сознанию,
но и прозаическому творчеству . Самой известной стала трилогия «Христос и
Антихрист» (1895-1904), которую составляют романы «Смерть богов (Юлиан
Отступник)» (1895), «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи )» (1901) и
«Антихрист. Петр и Алексей» (1904). Романы Д . С . Мережковского , как это
характерно для модернистского романа вообще, насыщены символическими
лейтмотивами , скрепляющими между собой звенья собственно событийного ,
эпического сюжета . Писатель оперирует особыми символами это «символы-
характеры» и мифологемы. Среди них главные Христос и антихрист. Для
Мережковского они символизируют две разные культуры христианство и
язычество , каждая из которых, по его мнению, страдает односторонностью, но
обладает вечными ценностями , отсюда возникает потребность в создании на их
основе новой, органической, целостной культуры. В основе этой идеи лежит
созданная самим писателем концепция нового религиозного сознания.
Согласно этой концепции, на новом этапе христианства необходимо осознать
религию как Царство Третьего Завета (по аналогии с Ветхим и Новым
Заветами ), и это должна быть религия Святого Духа , осуществляющая себя
через любовь как духовный союз, сохраняющий в то же время напряженную
эротическую влюбленность его участников. Так Мережковский стремился
примирить культ телесной красоты и естественной жизни , свойственный
эллинизму , то есть язычеству , и господство духа над телом, этику
жертвенности , милосердия и сострадания, характерные для христианства .
Свои главные идеи Мережковский не раз повторял в религиозно -
философских доктринах, публицистических и критических статьях, в романах,
и это осознанное повторение становилось основным логическим и
                                                 16
сло во ра сп а да ется на э лементы, и лекси ч еско е з       на ч ени е п ри да ется мо рфема м и
фо нема м. Бо лее п ро ду кти вно э та рефо рма была у сво ена фу ту ри ста ми , п о э то му
А. Бело го с п о лным п ра во м на з    ыва ли «о тц о м ру сско го фу ту ри з    ма ».
          И сключ и тельну ю ро ль в ко мп о з         и ц и и сти хо тво рени й си мво ли сто в
и гра ют со ч ета ни е ра з    ли ч ных п о вто ро в и п а ра ллели з       мо в: тема ти ч ески х,
си нта кси ч ески х, лекси ч ески х, и нто на ц и о нных, метри ч ески х и з                ву ко вых.
О бо га щ а ется ри фмо вка , ш и ро ко и сп о льз  у ются вну тренни е и скво з        ные ри фмы,
у то нч енные а лли тера ц и я и а ссо на нсы.
          Сл оварь с им вол ов рус с к ог о с имвол изм а: В еч на я Ж енственно сть,
Н евеста , С о фи я, Ж ена , П рекра сна я Д а ма , Звез     да , Ж ени х, К рест, К у бо к, Л о го с,
Л и ли я, Ро за , С вет, М у зыка , С у дьба , Д у х, Д емо н, Т ьма , Т еа тр, Уч и тель, В есна ,
П еп ел, Л ед, Змея, За ря, Н о ч ь, Л а зу рь, С о лнц е.
           М и фо ло ги ч ески й смысл п ри о брета ют сло ва и зп о вседневно го о би хо да :
берег, го ра , го ро д, дверь, до м, дым, ка ли тка , о гра да , о з     еро , п о ро г, п ыль, река ,
э лектри чески й свет (И . С , П ри хо дько ).

                               П розапис ат е л е й-с им вол ис т ов
            О дни м и з веду щ и х ро ма ни сто в серебряно го века был Д . С.
М е ре ж к овс к ий, в тво рч естве ко то ро го о со бенно з     а метно стремлени е к си нтез    у
со з на ни я. О сно во п о ла га ющ и м п ри нц и п о м мыш лени я Д . С . М ережко вско го
мо жно сч и та ть ц и кли ч но сть, сво йственну ю не то лько п о эти ч еско му со з      на ни ю,
но и п ро з   а и ч еско му тво рч еству . С а мо й и звестно й ста ла три ло ги я «Х ри сто с и
Анти хри ст» (1895-1904), ко то ру ю со ста вляют ро ма ны «С мерть бо го в (Ю ли а н
О тсту п ни к)» (1895), «В о скресш и е бо ги (Л ео на рдо да В и нч и )» (1901) и
«Анти хри ст. П етр и Алексей» (1904). Ро ма ны Д . С . М ережко вско го , ка к э то
ха ра ктерно для мо дерни стско го ро ма на во о бщ е, на сыщ ены си мво ли ч ески ми
лейтмо ти ва ми , скреп ляющ и ми между со бо й з            венья со бственно со быти йно го ,
э п и ч еско го сюжета . П и са тель о п ери ру ет о со быми си мво ла ми – э то «си мво лы-
ха ра ктеры» и ми фо ло гемы. С реди ни х гла вные – Х ри сто с и а нти хри ст. Д ля
М ережко вско го о ни си мво ли з      и ру ют две ра з    ные ку льту ры – хри сти а нство и
яз ыч ество , ка жда я и зко то рых, п о его мнени ю, стра да ет о дно сто ро нно стью, но
о бла да ет веч ными ц енно стями , о тсюда во з       ни ка ет п о требно сть в со з
                                                                                    да ни и на и х
о сно ве но во й, о рга ни ч еско й, ц ело стно й ку льту ры. В о сно ве это й и деи лежи т
со з да нна я са ми м п и са телем ко нц еп ц и я новог о ре л иг иозног о с ознания.
С о гла сно э то й ко нц еп ц и и , на но во м э та п е хри сти а нства нео бхо ди мо о со з на ть
рели ги ю ка к Ц а рство Т ретьего За вета (п о а на ло ги и с В етхи м и Н о вым
За вета ми ), и э то до лжна быть рели ги я С вято го Д у ха , о су щ ествляющ а я себя
ч ерезлюбо вь ка к ду хо вный со юз         , со хра няющ и й в то же время на п ряженну ю
э ро ти ч еску ю влюбленно сть его у ч а стни ко в. Т а к М ережко вски й стреми лся
п ри ми ри ть ку льт телесно й кра со ты и естественно й жи з                ни , сво йственный
э лли ни з  му , то есть яз       ычеству , и го сп о дство ду ха на д тело м, э ти ку
жертвенно сти , ми ло серди я и со стра да ни я, ха ра ктерные для хри сти а нства .
           С во и гла вные и деи М ережко вски й не ра з п о вто рял в рели ги о з             но -
фи ло со фски х до ктри на х, п у бли ц и сти ч ески х и кри ти ч ески х ста тьях, в ро ма на х,
и э то о со з       на нно е п о вто рени е ста но ви ло сь о сно вным ло ги ч ески м и