История русской литературы ХХ века (Русский символизм). Бердникова О.А. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

15
Однако персонажи , образы , предметы и явления, изображенные в
символистском тексте и хранящие в себе «память» о старых мифах и новых
мифологемах, сами «живут» в тексте по принципу мифа , то есть являются
носителями уже готовых идей. Произведение становится таким образом
«неомифологическим текстом» (З. Минц ) «иносказанием в лицах» , как
определяет миф В. И . Даль. Создается в тексте новый, авторский миф,
претендующий раскрыть сокровенный смысл новой реальности , как
«первомиф» раскрывал когда - то «басни веры» (В. И . Даль) далекой древности .
Именно благодаря тому , что символизм является мифотворчеством, он, по
мысли Вяч . Иванова , единственно мог претендовать на то , чтобы стать по -
настоящему «соборным, хоровым», а значит, по существу народным
искусством.
Слово в мифе обладает особыми свойствами . По наблюдению В. Н .
Топорова , «акт именования мира есть акт его со -творения, со -здания
культурно - именованного пространства наряду с природным образом мира .
Слово мифа , именуя, обладает заклинательной силой, становится средством
воздествия, преобразования, общения с Богом. Имя, его смысл то , что скрыто
внутри , выведенное наружу есть событие Истины . Язык с помощью слова ,
именуя вещи, выводит наружу ее назначение, заставляет вспомнить лежащую в
основе идею». Отсюда в художественном мире символизма обязательным
становится сакрализация имени и сакрализация числа .
Особую функцию приобретал миф в лирическом тексте. Обращаясь к
античности , символисты актуализировали изначально синкретичную природу
искусства , когда древние стихи (гимны ) были частью священного ритуала ,
предназначенного для разговора с богами , и поэтому имели заклинательную
силу , обладали гипнотическим воздействием на слушателей. «Задача поэзии
была заклинательная магия ритмической речи , писал Вяч . Иванов, поэтому
столь большое значение придавали символисты поэтической технике,
музыкальности поэтической речи , основой которой был ритм.
. Огромную роль в развитии символизма и поэзии ХХ века сыграла
стиховедческая реформа А. Белого, в основе которой лежат теоретические
положения, разработанные А. Белым в сборнике статей «Символизм». 1) В
начале ХХ века главным в стиховедении стал вопрос о соотношении метра и
ритма в русском стихе. Впервые в истории русской поэзии этот вопрос был
решен в пользу ритма : ритм стал первичным элементом лирического текста , а
метр (размер ) вторичным, произвольным и необязательным. Ведь именно ритм
выражал тот «дух музыки», который руководит поэтом. Вот почему в поэзии
символизма большое развитие получили «свободный стих» , дольник, тактовик,
акцентный стих, а в пределах одного текста стало возможным варьировать
разные размеры. 2) А. Белый изобрел так называемую «лестницу» в
расположении стихотворных строк. 3) В центре символистской концепции
языка находится слово, которое представляет язык как таковой, а поскольку
слово есть символ, ведущий к «засловесным» глубинам, то символистов
интересовала прежде всего семантика , область значений безмерно расширяется
и усложняется. Однако семантика уже выходит за пределы отдельного слова ,
                                                      15
О дна ко       п ерсо на жи , о бра з     ы, п редметы и явлени я, и з                     о бра женные в
си мво ли стско м тексте и хра нящ и е в себе «п а мять» о ста рых ми фа х и но вых
ми фо ло гема х, са ми «жи ву т» в тексте п о п ри нц и п у ми фа , то есть являются
но си телями у же го то вых и дей. П ро и з                ведени е ста но ви тся та ки м о бра з            ом
«неом иф ол ог иче с к им т е к с т ом» (З. М и нц ) – «и но ска з                а ни ем в ли ц а х», ка к
о п ределяет ми ф В . И . Д а ль. С о з            да ется в тексте но вый, а вто рски й ми ф,
п ретенду ющ и й ра скрыть со кро венный смысл но во й реа льно сти , ка к
«п ерво ми ф» ра скрыва л ко гда -то «ба сни веры» (В . И . Д а ль) да леко й древно сти .
И менно бла го да ря то му , ч то си мво ли з             м является ми фо тво рч ество м, о н, п о
мысли В яч . И ва но ва , еди нственно мо г п ретендо ва ть на то , ч то бы ста ть п о -
на сто ящ ему «со бо рным, хо ро вым», а з                      на ч и т, п о су щ еству на ро дным
и ску сство м.
           С ло во в ми фе о бла да ет о со быми сво йства ми . П о на блюдени ю В . Н .
Т о п о ро ва , «а кт и мено ва ни я ми ра есть а кт его со -тво рени я, со -з                           да ни я
ку льту рно -и мено ва нно го п ро стра нства на ряду с п ри ро дным о бра з                        о м ми ра .
С ло во ми фа , и мену я, о бла да ет з         а кли на тельно й си ло й, ста но ви тся средство м
во з дестви я, п рео бра з   о ва ни я, о бщ ени я с Бо го м. И мя, его смысл – то , ч то скрыто
вну три , выведенно е на ру жу есть со быти е И сти ны. Я з                     ык с п о мо щ ью сло ва ,
и мену я вещ и , выво ди т на ру жу ее на з         на ч ени е, з  а ста вляет всп о мни ть лежа щ у ю в
о сно ве и дею». О тсюда в ху до жественно м ми ре си мво ли з                          ма о бяз    а тельным
ста но ви тся са кра ли з   а ц и я и мени и са кра ли з    а ц и я ч и сла .
            О со бу ю фу нкц и ю п ри о брета л м иф в л ириче с к ом т е к с т е . О бра щ а ясь к
а нти ч но сти , си мво ли сты а кту а ли з      и ро ва ли и з   на ч а льно си нкрети ч ну ю п ри ро ду
и ску сства , ко гда древни е сти хи (ги мны) были ч а стью свящ енно го ри ту а ла ,
п редна з   на ченно го для ра з      го во ра с бо га ми , и п о э то му и мели з           а кли на тельну ю
си лу , о бла да ли ги п но ти ч ески м во з       действи ем на слу ш а телей. «За да ч а п о э з           ии
была з    а кли на тельна я ма ги я ри тми ч еско й реч и , – п и са л В яч. И ва но в, п о это му
сто ль бо льш о е з       на ч ени е п ри да ва ли си мво ли сты                п о эти ч еско й техни ке,
му з ыка льно сти п о э ти ч еско й реч и , о сно во й ко то ро й был ри тм.
.          О гро мну ю ро ль в ра з        ви ти и си мво ли з     ма и п о э з   и и Х Х века сыгра ла
сти хо ведч еска я ре ф орм а А. Б е л ог о, в о сно ве ко то ро й лежа т тео рети ч ески е
п о ло жени я, ра з   ра бо та нные А. Белым в сбо рни ке ста тей «С и мво ли з                      м». 1) В
на ч а ле Х Х века гла вным в сти хо ведени и ста л во п ро с о со о тно ш ени и метра и
ри тма в ру сско м сти хе. В п ервые в и сто ри и ру сско й п о э з                  и и э то т во п ро с был
реш ен в п о льз    у ри тма : ри тм ста л п ерви ч ным э лементо м ли ри ч еско го текста , а
метр (ра з    мер) вто ри ч ным, п ро и з     во льным и нео бяз         а тельным. В едь и менно ри тм
выра жа л то т «ду х му з        ыки », ко то рый ру ко во ди т п о это м. В о т п о ч ему в п о э з         ии
си мво ли з   ма бо льш о е ра з   ви ти е п о лу ч и ли «сво бо дный сти х», до льни к, та кто ви к,
а кц ентный сти х, а в п редела х о дно го текста ста ло во з                      мо жным ва рьи ро ва ть
ра з ные ра з     меры. 2) А. Белый и з                о брел та к на з       ыва ему ю «лестни ц у » в
ра сп о ло жени и сти хо тво рных стро к. 3) В ц ентре си мво ли стско й ко нц еп ц и и
яз ыка на хо ди тся с л ово, ко то ро е п редста вляет яз               ык ка к та ко во й, а п о ско льку
сло во есть си мво л, веду щ и й к «з                а сло весным» глу би на м, то си мво ли сто в
и нтересо ва ла п режде всего сема нти ка , о бла сть з              на ч ени й без    мерно ра сш и ряется
и у сло жняется. О дна ко сема нти ка у же выхо ди т з                   а п ределы о тдельно го сло ва ,