История русской литературы ХХ века (Русский символизм). Бердникова О.А. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

13
Основные поэтические сборники и произведения «младших» симво -
листов.
А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме» (1902), «Нечаянная радость» (1906),
«Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1909), поэмы «Соловьиный сад»
(1915), «Возмездие» (1915), «Двенадцать» (1918)
А. Белый «Золото в лазури» (1904), «Пепел» (1909), «Урна» (1909), поэмы
«Христос Воскрес» (1918), «Первое свидание» (1921)
Вяч . Иванов «Кормчие звезды» (1903)
Символ и миф в эстетике русского символизма
Символисты руководствовались идеей Шопенгауера, согласно которой
единственным источником познания сути вещей является творчество ,
возможное только тогда , когда вещи превращаются в идею. В искусстве ХХ
века «от изображения предметов перешли к изображению идей» (Ортега -И -
Гассет). В этом отношении символизм стал первым феноменом искусства , где
это осуществлялось благодаря методу символизации и мифотворчеству .
Метод символизации основной способ создания образа в искусстве
символизма . Однако искусство по определению обладает способностью
обобщать, а значит, в максимально концентрированном виде представить
сущностные грани бытия, то есть символизировать. Ведь символ (по словарю
В. И . Даля) это сокращение. Перечень , сущность в немногих словах или
значок, это картинное изображение знаками с переносным, иносказательным
значением. В реалистическом искусстве заключенные в символе
иносказательность и метафоризация общепонятны и общедоступны . В
модернистском искусстве «символ это образ, не тождественный самому себе ,
это знак с бесконечным количеством значений, он многолик, многосмыслен и
всегда темен в своей последней глубине» (Вяч . Иванов). Различие в понимании
символа обусловлено во многом различием в трактовке познавательной миссии
художественного творчества . Реалистическое творчество направлено на
познание бытия в формах, адекватных формам, в которых мир создан Творцом,
поэтому явления и формы содержат заключенные в них идеи , отражающие
Божий Промысел о мире и человеке. Символизм как неоромантический тип
художественного творчества опирается на платоновское разграничение мира
явлений и мира идей, согласно которому зримый мир является лишь
отражением, тенью сущностей, отсюда познавать необходимо мир идей и
сущностей, всегда таинственный и загадочный «в своей последней глубине».
Таким образом, в реалистическом образе действительность дана и отражена в
нем, в символизме действительность задана как сверхприродная,
сверхчувственная, сакральная. Но для русских символистов главным было не
платоновское противопоставление двух миров, а напротив, их неразрывная
связь , взаимодействие, взаимопроникновение, опирающееся на идею
всеединства В . Соловьева . Символ становится для символистов связующим
звеном и способом проникновения из мира реального в мир идей. «Символизм
это метод изображения идей в образ, символ оболочка идей» (А. Белый).
Сложность самой задачи разработки теории символа поэтами и теоретиками
                                                      13
       О сно вные п о э ти ч ески е сбо рни ки и п ро и з ведени я «мла дш и х» си мво -
ли сто в.
А. Б л ок «С ти хи о П рекра сно й Д а ме» (1902), «Н еч а янна я ра до сть» (1906),
«С нежна я ма ска » (1907), «Земля в снегу » (1909), п о э мы «С о ло вьи ный са д»
(1915), «В о з мез ди е» (1915), «Д вена дц а ть» (1918)
 А. Б е л ый «Зо ло то в ла з  у ри » (1904), «П еп ел» (1909), «Урна » (1909), п о э мы
«Х ри сто с В о скрес» (1918), «П ерво е сви да ни е» (1921)
В яч. И ванов «К о рмч и е з  вез ды» (1903)

                      Сим вол и м иф в эс т е т ик е рус с к ог о с им вол изм а
           С и мво ли сты ру ко во дство ва ли сь и деей Ш о п енга у ера , со гла сно ко то ро й
еди нственным и сто ч ни ко м п о з               на ни я су ти вещ ей является тво рч ество ,
во з мо жно е то лько то гда , ко гда вещ и п ревра щ а ются в и дею. В и ску сстве Х Х
века «о т и з      о бра жени я п редмето в п ереш ли к и з               о бра жени ю и дей» (О ртега -И -
Га ссет). В это м о тно ш ени и си мво ли з             м ста л п ервым фено мено м и ску сства , где
э то о су щ ествляло сь бла го да ря мето ду си мво ли з               а ц и и и ми фо тво рч еству .
           М е т од с им вол изац ии – ос новной с пос об с оздания образав и ску сстве
си мво ли з    ма . О дна ко и ску сство п о о п ределени ю о бла да ет сп о со бно стью
о бо бщ а ть, а з      на ч и т, в ма кси ма льно ко нц ентри ро ва нно м ви де п редста ви ть
су щ но стные гра ни быти я, то есть си мво ли з                  и ро ва ть. В едь си мво л (п о сло ва рю
В . И . Д а ля) – э то со кра щ ени е. П еречень, су щ но сть в немно ги х сло ва х и ли
з на ч о к, это ка рти нно е и з       о бра жени е з     на ка ми с п ерено сным, и но ска з        а тельным
з на ч ени ем. В            реа ли сти ч еско м и ску сстве з                 а ключ енные в си мво ле
и но ска з  а тельно сть и мета фо ри з            а ц и я о бщ еп о нятны и о бщ едо сту п ны. В
мо дерни стско м и ску сстве «си мво л – э то о бра з                , не то ждественный са мо му себе,
э то з  на к с беско неч ным ко ли ч ество м з             на ч ени й, о н мно го ли к, мно го смыслен и
всегда темен в сво ей п о следней глу би не» (В яч . И ва но в). Ра з                  ли ч и е в п о ни ма ни и
си мво ла о бу сло влено во мно го м ра з             ли чи ем в тра кто вке п о з    на ва тельно й ми сси и
ху до жественно го тво рч ества . Реа ли сти ч еско е тво рч ество на п ра влено на
по з  на ни е быти я в фо рма х, а деква тных фо рма м, в ко то рых ми р со з                  да н Т во рц о м,
п о э то му явлени я и фо рмы со держа т з                  а ключ енные в ни х и деи , о тра жа ющ и е
Бо жи й П ро мысел о ми ре и ч ело веке. С и мво ли з                      м ка к нео ро ма нти ч ески й ти п
ху до жественно го тво рч ества о п и ра ется на п ла то но вско е ра з                   гра ни ч ени е ми ра
явлени й и ми ра и дей, со гла сно ко то ро му з                           ри мый ми р является ли ш ь
о тра жени ем, тенью су щ но стей, о тсюда п о з                    на ва ть нео бхо ди мо ми р и дей и
су щ но стей, всегда та и нственный и з                 а га до ч ный «в сво ей п о следней глу би не».
Т а ки м о бра з    о м, в реа ли сти ч еско м о бра з        е действи тельно сть да на и о тра жена в
нем, в си мво ли з              ме действи тельно сть з                 а да на    ка к сверхп ри ро дна я,
сверхч у вственна я, са кра льна я. Н о для ру сски х си мво ли сто в гла вным было не
п ла то но вско е п ро ти во п о ста влени е дву х ми ро в, а на п ро ти в, и х нера з                  рывна я
связ   ь, вз    а и мо действи е, вз        а и мо п ро ни кно вени е, о п и ра ющ ееся на и дею
всееди нства В . С о ло вьева . С и мво л ста но ви тся для си мво ли сто в связ                        у ющ и м
з вено м и сп о со бо м п ро ни кно вени я и зми ра реа льно го в ми р и дей. «С и мво ли з                    м
– э то мето д и з      о бра жени я и дей в о бра з        , си мво л – о бо ло чка и дей» (А. Белый).
С ло жно сть са мо й з        а да ч и ра з ра бо тки тео ри и си мво ла п о эта ми и тео рети ка ми