ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
11
«новой красоте», которая становилась средством художественного про -
никновения в неведомое и непознаваемое на рациональном уровне . Такое
познание осуществлялось с помощью эстетической символизации бытия,
требовавшей от поэта новых приемов и новой образности . Неприятие
противоречивой действительности уводило поэтов в мир мечтаний,
несбывшихся снов и тщетных надежд. «Ощущение собственной
заброшенности , бренности бытия и тщетности попыток обрести гармонию
формировали амбивалентный характер художественной мысли» (И . Васильев).
Д .Мережковский так объяснял особенности сознания и мышления человека
эпохи декаданса : «Никогда еще люди не чувствовали сердцем необходимости
верить и так не понимали разумом невозможность верить. В этом болезненном,
неразрешимом диссонансе, этом трагическом противоречии так же, как в
небывалой умственной свободе , в смелости отрицания, заключается наиболее
характерная черта мистической потребности Х 1Х века». Такое мышление не
позволяет осуществить синтез и восстановить целостность, отсюда томление,
ощущение безысходности , отчаяние, желание смерти . Носитель раздвоенного
сознания чувствует себя демонической личностью и нередко богохульствует,
готов «прославить и Господа , и дьявола» (В, Брюсов). Авангардные тенденции
в символизме первой волны были связаны с намеренным эпатажем, желанием
противопоставить классической традиции принципиально новые стиле-
образующие принципы: таинственность образов, неточность и неясности ,
музыкальность стиха , поэтика аллюзий и едва уловимых настроений
(импрессионизм ), смелость и немотивированность метафор, аффектация чувств
и переживаний.
Основные поэтические сборники «старших символистов»
В . Я . Брюсов Русские символисты» (1894-1895), “ Me eum esse” (1897), “ Tertia
Vigilia (Третья стража )». Книга новых стихов” (1900), “ Urbi et Orbi” (1904)
Д .С. Мережковский «Символы» (1892), «Собрание стихов» (1904)
К. Д. Бальмонт «Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895),
«Горящие здания» (1900), «Будем как солнце» (1903)
З. Н . Гиппиус «Собрание стихов. 1889-1903» (1904), Собрание стихов. Книга
2. 1903-1909» (1910)
Ф . Сологуб «Стихи . Кн. 1 (1896)», «Рассказы и стихи» (1896), «Собрание
стихов. Книги 111 и 1V, 1898-1903» (1904)
«Младшее» поколение символистов (А. Блок, А. Белый, Вяч . Иванов,
С . Соловьев, Эллис) осознанно стремилось выйти за рамки литературной
школы и стать особым типом миропонимания. Они поставили перед собой
задачу преодолеть декадентские настроения и декларированный «старшими»
индивидуализм : «Нас называли «символистами второй волны», для меня это
означало : «символисты», но не декаденты» (А. Белый). Одним из путей
преодоления индивидуализма стало для младосимволистов обращение к теме
России и ее исторической судьбы . А. Белый называл своих единомышленников
«индивидуалистами , повернувшимися к России». Младосимволизм претендо -
вал на создание особой формы искусства – «теургии», религиозного в своей
сущности искусства , способного оказывать преображающее влияние на
11 «но во й кра со те», ко то ра я ста но ви ла сь средство м ху до жественно го п ро - ни кно вени я в неведо мо е и неп о з на ва емо е на ра ц и о на льно м у ро вне. Т а ко е по з на ни е о су щ ествляло сь с п о мо щ ью э стети ч еско й си мво ли з а ц и и быти я, требо ва вш ей о т п о э та но вых п ри емо в и но во й о бра з но сти . Н еп ри яти е п ро ти во реч и во й действи тельно сти у во ди ло п о э то в в ми р меч та ни й, несбывш и хся сно в и тщ етных на дежд. «О щ у щ ени е со бственно й з а бро ш енно сти , бренно сти быти я и тщ етно сти п о п ыто к о брести га рмо ни ю фо рми ро ва ли а мби ва лентный ха ра ктер ху до жественно й мысли » (И . В а си льев). Д .М ережко вски й та к о бъ яснял о со бенно сти со з на ни я и мыш лени я ч ело века э п о хи дека да нса : «Н и ко гда ещ е люди не ч у вство ва ли сердц ем нео бхо ди мо сти вери ть и та к не п о ни ма ли ра з у мо м нево з мо жно сть вери ть. В э то м бо лез ненно м, нера з реш и мо м ди ссо на нсе, э то м тра ги ч еско м п ро ти во реч и и та к же, ка к в небыва ло й у мственно й сво бо де, в смело сти о три ц а ни я, з а ключ а ется на и бо лее ха ра ктерна я ч ерта ми сти ч еско й п о требно сти Х 1Х века ». Т а ко е мыш лени е не по з во ляет о су щ естви ть си нтези во сста но ви ть ц ело стно сть, о тсюда то млени е, о щ у щ ени е без ысхо дно сти , о тч а яни е, жела ни е смерти . Н о си тель ра з дво енно го со з на ни я ч у вству ет себя демо ни ч еско й ли ч но стью и нередко бо го ху льству ет, го то в «п ро сла ви ть и Го сп о да , и дьяво ла » (В , Брюсо в). Ава нга рдные тенденц и и в си мво ли з ме п ерво й во лны были связ а ны с на меренным э п а та жем, жела ни ем п ро ти во п о ста ви ть кла сси ч еско й тра ди ц и и п ри нц и п и а льно но вые сти ле- о бра з у ющ и е п ри нц и п ы: та и нственно сть о бра з о в, нето ч но сть и неясно сти , му з ыка льно сть сти ха , п о э ти ка а ллюз и й и едва у ло ви мых на стро ени й (и мп ресси о ни з м), смело сть и немо ти ви ро ва нно сть мета фо р, а ффекта ц и я ч у вств и п ережи ва ни й. О сно вные п о э ти чески е сбо рни ки «ста рш и х си мво ли сто в» В . Я . Б рю с ов Ру сски е си мво ли сты» (1894-1895), “ Me eum esse” (1897), “ Tertia Vigilia (Т ретья стра жа )». К ни га но вых сти хо в” (1900), “ Urbi et Orbi” (1904) Д .С. М е ре ж к овс к ий «С и мво лы» (1892), «С о бра ни е сти хо в» (1904) К. Д . Б ал ь монт «П о д северным небо м» (1894), «В без брежно сти » (1895), «Го рящ и е з да ни я» (1900), «Бу дем ка к со лнц е» (1903) З. Н . Гиппиус «С о бра ни е сти хо в. 1889-1903» (1904), С о бра ни е сти хо в. К ни га 2. 1903-1909» (1910) Ф . Сол ог уб «С ти хи . К н. 1 (1896)», «Ра сска з ы и сти хи » (1896), «С о бра ни е сти хо в. К ни ги 111 и 1V, 1898-1903» (1904) «М л адш е е» пок ол е ние с имвол ис т ов (А. Бло к, А. Белый, В яч . И ва но в, С . С о ло вьев, Элли с) о со з на нно стреми ло сь выйти з а ра мки ли тера ту рно й ш ко лы и ста ть о со бым ти п о м ми ро п о ни ма ни я. О ни п о ста ви ли п еред со бо й з а да ч у п рео до леть дека дентски е на стро ени я и декла ри ро ва нный «ста рш и ми » и нди ви ду а ли з м: «Н а с на з ыва ли «си мво ли ста ми вто ро й во лны», для меня это оз на ч а ло : «си мво ли сты», но не дека денты» (А. Белый). О дни м и з п у тей п рео до лени я и нди ви ду а ли з ма ста ло для мла до си мво ли сто в о бра щ ени е к теме Ро сси и и ее и сто ри ч еско й су дьбы. А. Белый на з ыва л сво и х еди но мыш ленни ко в «и нди ви ду а ли ста ми , п о верну вш и ми ся к Ро сси и ». М ла до си мво ли з м п ретендо - ва л на со з да ни е о со бо й фо рмы и ску сства – «т е ург ии» , рели ги о з но го в сво ей су щ но сти и ску сства , сп о со бно го о ка з ыва ть п рео бра жа ющ ее вли яни е на
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »