ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
10
способные постичь и выразить этот «дух музыки» и тем самым дать
возможность человеку существовать по законам искусства , то есть стать
«художественным произведением». Теоретики символизма в свою очередь во
многом переосмыслили концепцию дионисизма . Так Вячеслав Иванов, автор
целого ряда лекций и статей о дионисизме, стремился синтезировать идеи В .
Соловьева и Ницше, отсюда привнесение в дионисизм идеи преображающего
эроса и тезис о символизме как соборном, народном искусстве , побеждающем
индивидуализм . «Аполлон» и «Дионис» стали «сквозными символами -мифами
в художественном сознании почти всех русских символистов» (Колобаева Л . А .)
Доминантой русского символизма является панэстетизм –
«восприятие и художественное воссоздание мира как в основе своей
эстетического феномена и в свете тех или иных эстетических представлений:
красота–безобразие, гармония (целостность)–дисгармония (раздробленность),
гармония (космос)–дисгармония(хаос), искусства (мечта )–«проза жизни»,
творчество–внетворческий мир «мещанства» (З. Минц ). В творчестве
«старших» символистов панэстетизм проявил себя как «бунтарский» , то есть
панэстетическое начало становится бунтом против любой внеэстетической
реальности и противостоит этическим категориям, отсюда первый этап
символизма называют «дьяволическим символизмом». У «младших»
символистов панэстетическое начало мыслится как сила , способная
преобразить, одухотворить внеэстетическую реальность, «заклясть хаос» (А.
Блок), поэтому снимается противоречие между эстетикой и этикой, так как
красота есть по В. Соловьеву «только ощутимая форма добра и Истины» – это
период «утопического панэстетизма». По замечанию З. Минц , для реальной
истории русского символизма увлечение панэстетической утопией столь же
характерно , сколь и сомнение в способности преображения мира .
Между двумя поколениями русских символистов в литературном
процессе серебряного века складывались сложные отношения, изучение
которых позволяет выявить эволюцию символизма в целом и процесс
формирования символизма как сугубо русского художественного явления.
«Старшее» поколение символистов в полной мере отразило явление
европейского декаданса в России. Поэзии символистов-декадентов (Д.
Мережковского , З. Гиппиус, К . Бальмонта , Ф . Сологуба , В. Брюсова )
свойственны заигрывание со злом, культ чувственной красоты и экзотики ,
имморализм и индивидуализм . Эти авангардистские проявления раннего
символизма были не только отражением кризиса «старой духовности».
Символизм явился «бунтом» «чистого искусства» против позитивизма в
гуманитарной науке и утилитарного реализма народнической литературы,
утверждавшей примат гражданственного над эстетическим, содержания над
формой. Первой декларацией раннего символизма стала лекция Д. С .
Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской
литературы» (1892), где была сделана попытка охарактеризовать новое течение.
Три главных элемента отличают новое искусство : «мистическое содержание,
символы и расширение художественной впечатлительности». Это была
мистически осмысленная идея «чистого искусства», цель которого – служить
10 сп о со бные п о сти чь и выра з и ть это т «ду х му з ыки » и тем са мым да ть во з мо жно сть ч ело веку су щ ество ва ть п о з а ко на м и ску сства , то есть ста ть «ху до жественным п ро и з ведени ем». Т ео рети ки си мво ли з ма в сво ю о ч ередь во мно го м п ерео смысли ли ко нц еп ц и ю ди о ни си з ма . Т а к В яч есла в И ва но в, а вто р ц ело го ряда лекц и й и ста тей о ди о ни си з ме, стреми лся си нтез и ро ва ть и деи В . С о ло вьева и Н и ц ш е, о тсюда п ри внесени е в ди о ни си з м и деи п рео бра жа ющ его э ро са и тез и с о си мво ли з ме ка к со бо рно м, на ро дно м и ску сстве, п о бежда ющ ем и нди ви ду а ли з м. «Ап о лло н» и «Д и о ни с» ста ли «скво з ными си мво ла ми -ми фа ми в ху до жественно м со з на ни и п о ч ти всех ру сски х си мво ли сто в» (К о ло ба ева Л .А.) Д оминант ой рус с к ог о с им вол изм а явл яе т с я панэс т е т изм – «во сп ри яти е и ху до жественно е во ссо з да ни е ми ра ка к в о сно ве сво ей э стети ч еско го фено мена и в свете тех и ли и ных э стети ч ески х п редста влени й: кра со та –без о бра з и е, га рмо ни я (ц ело стно сть)–ди сга рмо ни я (ра з дро бленно сть), га рмо ни я (ко смо с)–ди сга рмо ни я(ха о с), и ску сства (мечта )–«п ро з а жи з ни », тво рч ество –внетво рч ески й ми р «мещ а нства » (З. М и нц ). В тво рч естве «с т арш их » с им вол ис т ов п а нэ стети з м п ро яви л себя ка к «бу нта рски й», то есть п а нэ стети ч еско е на ч а ло ста но ви тся бу нто м п ро ти в любо й внеэ стети ч еско й реа льно сти и п ро ти во сто и т эти ч ески м ка тего ри ям, о тсюда п ервый э та п си мво ли з ма на з ыва ют «дьяво ли ч ески м си мво ли з мо м». У «м л адш их » с имвол ис т ов п а нэ стети ч еско е на ч а ло мысли тся ка к си ла , сп о со бна я п рео бра з и ть, о ду хо тво ри ть внеэ стети ч еску ю реа льно сть, «з а клясть ха о с» (А. Бло к), п о э то му сни ма ется п ро ти во реч и е между э стети ко й и э ти ко й, та к ка к кра со та есть п о В. С о ло вьеву «то лько о щ у ти ма я фо рма до бра и И сти ны» – э то п ери о д «у то п и ч еско го п а нэ стети з ма ». П о з а меч а ни ю З. М и нц , для реа льно й и сто ри и ру сско го си мво ли з ма у влеч ени е п а нэ стети ческо й у то п и ей сто ль же ха ра ктерно , ско ль и со мнени е в сп о со бно сти п рео бра жени я ми ра . М ежду дву мя п о ко лени ями ру сски х си мво ли сто в в ли тера ту рно м п ро ц ессе серебряно го века скла дыва ли сь сло жные о тно ш ени я, и з у ч ени е ко то рых п о з во ляет выяви ть э во люц и ю си мво ли з ма в ц ело м и п ро ц есс фо рми ро ва ни я си мво ли з ма ка к су гу бо ру сско го ху до жественно го явлени я. «Ст арш е е» пок ол е ние с им вол ис т ов в п о лно й мере о тра з и ло явлени е евро п ейско го дека да нса в Ро сси и . П о э з и и си мво ли сто в-дека денто в (Д . М ережко вско го , З. Ги п п и у с, К . Ба льмо нта , Ф . С о ло гу ба , В . Брюсо ва ) сво йственны з а и грыва ни е со з ло м, ку льт ч у вственно й кра со ты и э кз о ти ки , и ммо ра ли з м и и нди ви ду а ли з м. Эти а ва нга рди стски е п ро явлени я ра ннего си мво ли з ма были не то лько о тра жени ем кри з и са «ста ро й ду хо вно сти ». С и мво ли з м яви лся «бу нто м» «ч и сто го и ску сства » п ро ти в п о з и ти ви з ма в гу ма ни та рно й на у ке и у ти ли та рно го реа ли з ма на ро дни ч еско й ли тера ту ры, у твержда вш ей п ри ма т гра жда нственно го на д э стети ч ески м, со держа ни я на д фо рмо й. П ерво й декла ра ц и ей ра ннего си мво ли з ма ста ла лекц и я Д . С . М ережко вско го «О п ри ч и на х у п а дка и но вых теч ени ях со временно й ру сско й ли тера ту ры» (1892), где была сдела на п о п ытка о ха ра ктери з о ва ть но во е теч ени е. Т ри гла вных э лемента о тли ч а ют но во е и ску сство : «ми сти ч еско е со держа ни е, си мво лы и ра сш и рени е ху до жественно й вп еч а тли тельно сти ». Это была ми сти ч ески о смысленна я и дея «ч и сто го и ску сства », ц ель ко то ро го – слу жи ть
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »