История русской литературы ХХ века (Русский символизм). Бердникова О.А. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

9
В . Соловьев впервые ввел в поэзию саму возможность эротического
переживания, направленного на ту или иную Божественную субстанцию. По
этому пути в поэзии пошли многие русские писатели и поэты: Д . С .
Мережковский, А. Блок, Вяч . Иванов. Ведь именно искусство и его творец
способны познать и раскрыть высшие ценности , выявить то всеединство ,
которое мыслится важной целью и одновременно средством на пути к Царству
Божьему на земле. 2). Историософская идея В . Соловьева , согласно которой
провиденциальная, религиозная и историческая судьбы России обусловлены ее
серединным положением между «латинским Западом и басурманским
Востоком». Активизация восточных государств на исторической арене (в войне
1894-1895г.г. между Китаем и Японией последняя одержала победу ) породила в
обществе эсхатологические настроения, связанные с азиатской угрозой. Однако
в стихотворении «Панмонголизм» В. Соловьев, предсказывая гибель России
как Третьего Рима от несметных полчищ «желтых детей» , осознает монголизм
не столько как опасность внешнюю, сколько как таящиеся в глубинах
национального бытия и национальной души разрушительные стихии. Эта идея
нашла отражение в цикле А. Блока «На поле Куликовом», в романе А . Белого
«Петербург» и др . символистских текстах. 3) Мистическая идея В . Соловьева о
пришествии в мир антихриста , лежащая в основе его «Краткой повести об
антихристе». Эта повесть повергла многих в «апокалиптический транс» (Г.
Флоровский), способствовала нарастанию эсхатологических предчувствий,
ощущению обманов, «измен и подмен» , связанных со стремлением зла
скрыться под личинами и масками .
Значительное влияние на русский символизм оказали философская и
эстетическая концепции Фридриха Ницше. Символисты восприняли от
Ницше критику исторического христианства («Антихристианин» ), вместе с тем
призыв Ницше к «переоценке всех ценностей» привел их не к отрицанию
христианства , а к желанию обновить, преобразовать христианские идеи и
ценности . В эстетическом трактате «Рождение трагедии из духа музыки» (1872)
Ницше впервые продемонстрировал принцип символизации, обосновав идею
об аполлоническом и дионисийском началах в поступательном развитии
искусства . Аполллоническое начало «сновидение, иллюзорность», полное
чувство меры, свобода от диких порывов и опора на принцип индивидуализма .
«Дионис опьянение: ужас и блаженный восторг. Под чарами Диониса вновь
смыкается союз человека с человеком… В человеке звучит нечто
сверхприродное: он чувствует себя богомЧеловек уже больше не художник.
Он сам стал художественным произведением». Так имена и идеи
древнегреческих богов Ницше символизирует и превращает в два способа
эстетического познания мира. Трагический миф дионисийское познание
символизирует истинную сущность бытия, ужас и скорбь жизни , терзание и
воскресение (мифологические характеристики Диониса ), страдание
индивидуалистического принципа существования, выход из которого в
приобщении к дионисовой «истине», открывающейся человеку в «духе
музыки» как высшем проявлении искусства . Символическая поэзия и
литература в целом были осмыслены символистами как виды искусства ,
                                                     9
В . С о ло вьев вп ервые ввел в п о э з              и ю са му во з      мо жно сть эро ти ч еско го
п ережи ва ни я, на п ра вленно го на ту и ли и ну ю Бо жественну ю су бста нц и ю. П о
э то му п у ти в п о э з    и и п о ш ли мно ги е ру сски е п и са тели и п о э ты: Д . С .
М ережко вски й, А. Бло к, В яч . И ва но в. В едь и менно и ску сство и его тво рец
сп о со бны п о з   на ть и ра скрыть высш и е ц енно сти , выяви ть то всееди нство ,
ко то ро е мысли тся ва жно й ц елью и о дно временно средство м на п у ти к Ц а рству
Бо жьему на з      емле. 2). И сто ри о со фска я и дея В . С о ло вьева , со гла сно ко то ро й
п ро ви денц и а льна я, рели ги о з   на я и и сто ри ч еска я су дьбы Ро сси и о бу сло влены ее
середи нным п о ло жени ем между «ла ти нски м За п а до м и ба су рма нски м
В о сто ко м». Акти ви з   а ц и я во сто ч ных го су да рств на и сто ри ч еско й а рене (в во йне
1894-1895г.г. между К и та ем и Я п о ни ей п о следняя о держа ла п о беду ) п о ро ди ла в
о бщ естве э сха то ло ги ч ески е на стро ени я, связ     а нные с а з  и а тско й у гро з  о й. О дна ко
в сти хо тво рени и «П а нмо нго ли з       м» В . С о ло вьев, п редска з      ыва я ги бель Ро сси и
ка к Т ретьего Ри ма о т несметных п о лч и щ «желтых детей», о со з                   на ет мо нго ли з   м
не сто лько ка к о п а сно сть внеш нюю, ско лько ка к та ящ и еся в глу би на х
на ц и о на льно го быти я и на ц и о на льно й ду ш и ра з     ру ш и тельные сти хи и . Эта и дея
на ш ла о тра жени е в ц и кле А. Бло ка «Н а п о ле К у ли ко во м», в ро ма не А. Бело го
«П етербу рг» и др. си мво ли стски х текста х. 3) М и сти ч еска я и дея В . С о ло вьева о
п ри ш естви и в ми р а нти хри ста , лежа щ а я в о сно ве его «К ра тко й п о вести о б
а нти хри сте». Эта п о весть п о вергла мно ги х в «а п о ка ли п ти ч ески й тра нс» (Г.
Ф ло ро вски й), сп о со бство ва ла на ра ста ни ю эсха то ло ги ч ески х п редч у встви й,
о щ у щ ени ю о бма но в, «и з       мен и п о дмен», связ        а нных со стремлени ем з               ла
скрыться п о д ли ч и на ми и ма ска ми .
          Зна ч и тельно е вли яни е на ру сски й си мво ли з         м о ка з   а ли фи ло со фска я и
э стети ч еска я к онц е пц ии Ф ридрих а Н иц ш е . С и мво ли сты во сп ри няли о т
Н и ц ш е кри ти ку и сто ри ч еско го хри сти а нства («Анти хри сти а ни н»), вместе с тем
п ри з ыв Н и ц ш е к «п ерео ц енке всех ц енно стей» п ри вел и х не к о три ц а ни ю
хри сти а нства , а к жела ни ю о бно ви ть, п рео бра з           о ва ть хри сти а нски е и деи и
ц енно сти . В э стети ч еско м тра кта те «Ро ждени е тра геди и и зду ха му з             ыки » (1872)
Н и ц ш е вп ервые п ро демо нстри ро ва л п ри нц и п си мво ли з          а ц и и , о бо сно ва в и дею
о б а п о лло ни ч еско м и ди о ни си йско м на ч а ла х в п о сту п а тельно м ра з                ви ти и
и ску сства . Ап о ллло ни ч еско е на ч а ло – «сно ви дени е, и ллюз              о рно сть», п о лно е
ч у вство меры, сво бо да о т ди ки х п о рыво в и о п о ра на п ри нц и п и нди ви ду а ли з           ма .
«Д и о ни с – о п ьянени е: у жа с и бла женный во сто рг. П о д ч а ра ми Д и о ни са вно вь
смыка ется со юз ч ело века с ч ело веко м…                       В ч ело веке з          ву ч и т нечто
сверхп ри ро дно е: о н ч у вству ет себя бо го м… Ч ело век у же бо льш е не ху до жни к.
О н са м ста л ху до жественным п ро и з                  ведени ем». Т а к и мена и и деи
древнегреч ески х бо го в Н и ц ш е си мво ли з         и ру ет и п ревра щ а ет в два сп о со ба
э стети ч еско го п о з  на ни я ми ра . Т ра ги ч ески й ми ф – ди о ни си йско е п о з          на ни е –
си мво ли з  и ру ет и сти нну ю су щ но сть быти я, у жа с и ско рбь жи з              ни , терз  а ни е и
во скресени е         (ми фо ло ги ч ески е      ха ра ктери сти ки        Д и о ни са ),       стра да ни е
и нди ви ду а ли сти ч еско го п ри нц и п а су щ ество ва ни я, выхо д и з ко то ро го в
п ри о бщ ени и к ди о ни со во й «и сти не», о ткрыва ющ ейся ч ело веку в «ду хе
му з ыки » ка к высш ем п ро явлени и и ску сства . С и мво ли ч еска я п о э з                      ия и
ли тера ту ра в ц ело м были о смыслены си мво ли ста ми ка к ви ды и ску сства ,