ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
12
человека и устройство жизни . Такое искусство должно прозревать сакральный
смысл в «житейском шуме», как писал Вл. Соловьев в стихотворении «Милый
друг…», ставшем программным для символизма , а Вячеслав Иванов утверждал:
«Поэт всегда религиозен, потому что всегда – поэт». Вот почему именно
символистам «второй волны» потребовался новый язык искусства , и именно
они разработали теории символа и мифа . Символизм намеревался стать не
только творчеством в сфере искусства , но и творчеством жизни –
жизнетворчеством . Жизнестроительные лозунги символизма четко
сформулировал А.Белый: «Символизм подводит искусство к той роковой черте,
за которой оно перестает быть только искусством, оно становится новой
жизнью и религией свободного человечества». Теургическую и
жизнетворческую миссии призван был выполнить прежде всего поэт, который
должен осуществлять себя «непременно и в подвиге жизни , как в подвиге
творчества» (Вяч . Иванов), то есть пересоздавать жизнь по законам красоты,
как это происходит в акте художественного творчества . Собственная
поэтическая судьба приобретала смысл, только вписываясь во всеобщую
мистерию существования. Жизнь поэта становилась искусством и выпадала за
границы обыденности : каждый шаг и каждый жест поэта становились
свидетельством действия тайных сил. Отсюда идея «живой личности поэта» и
«идея пути» поэта -теурга , призванного в подвиге жизни и подвиге творчества
«заклясть хаос». Однако творчество «истинной жизни», согласно
представлениям В . Соловьева , должно твориться в другом, как в себе , в
результате любви , что приводило к символизации и сакрализации супружеских
и любовных отношений. Эти основные положения эстетики символизма в
художественной практике и реальной жизни поэтов-символистов нередко
приводили к девальвации, «подменам» религиозных понятий и символов, к
смешению искусства и жизни – так в истории символизма хорошо известны
драматические истории супружеских пар и любовных «треугольников» : А.
Блок – Л. Менделеева , А. Белый – М . Морозова , Вяч . Иванов – Л. Зиновьева -
Анибал, В . Брюсов – Н. Петровская – А. Белый.
Противоречия младосимволизма связаны с общей тенденцией начала
ХХ века , которая суммарно определяется как «идея синтеза» и затрагивает
разные уровни : синтез искусства и жизни , разных видов искусств, философии и
искусства , духа и плоти , религии и общественности , христианства и язычества
( Е . Ермилова ). Вяч Иванов и А. Белый стремились в синтезу «дионисийского» и
«аполлонического» начал в лирике, к синтезу реализма и символизма в
художественном творчестве (появилось даже понятие «реалистический
символизм»). Безусловно , стремление к синтезу было продиктовано
соловьевской идеей всеединства и в области поэтики обусловило
антиномичную природу многих символистских доктрин и образов и
оксюморонную стилистику символистских текстов. Но желание совместить
явления и понятия несовместимые нередко приводило не к синтезу , а к
эклектике. Неосуществимость синтеза и привело к осознанию кризиса
символизма .
12 ч ело века и у стро йство жи з ни . Т а ко е и ску сство до лжно п ро з рева ть са кра льный смысл в «жи тейско м ш у ме», ка к п и са л В л. С о ло вьев в сти хо тво рени и «М и лый дру г… », ста вш ем п ро гра ммным для си мво ли з ма , а В яч есла в И ва но в у твержда л: «П о э т всегда рели ги о з ен, п о то му что всегда – п о э т». В о т п о ч ему и менно си мво ли ста м «вто ро й во лны» п о требо ва лся но вый яз ык и ску сства , и и менно о ни ра з ра бо та ли тео ри и си мво ла и ми фа . С и мво ли з м на мерева лся ста ть не то лько тво рч ество м в сфере и ску сства , но и тво рч ество м жи з ни – ж изне т ворче с т вом . Ж из нестро и тельные ло зу нги си мво ли з ма четко сфо рму ли ро ва л А.Белый: «С и мво ли з м п о дво ди т и ску сство к то й ро ко во й ч ерте, з а ко то ро й о но п ереста ет быть то лько и ску сство м, о но ста но ви тся но во й жи з нью и ре ли ги ей сво бо дно го ч ело веч ества ». Т еу рги ч еску ю и жи з нетво рч еску ю ми сси и п ри з ва н был вып о лни ть п режде всего п о эт, ко то рый до лжен о су щ ествлять себя «неп ременно и в п о дви ге жи з ни , ка к в п о дви ге тво рч ества » (В яч . И ва но в), то есть п ересо з да ва ть жи з нь п о з а ко на м кра со ты, ка к э то п ро и схо ди т в а кте ху до жественно го тво рч ества . С о бственна я п о э ти ч еска я су дьба п ри о брета ла смысл, то лько вп и сыва ясь во всео бщ у ю ми стери ю су щ ество ва ни я. Ж и з нь п о э та ста но ви ла сь и ску сство м и вып а да ла з а гра ни ц ы о быденно сти : ка ждый ш а г и ка ждый жест п о э та ста но ви ли сь сви детельство м действи я та йных си л. О тсюда иде я «ж ивой л ичнос т и поэт а» и «иде я пут и» п о э та -теу рга , п ри з ва нно го в п о дви ге жи з ни и п о дви ге тво рч ества «з а клясть ха о с». О дна ко тво рч ество «и сти нно й жи з ни », со гла сно п редста влени ям В . С о ло вьева , до лжно тво ри ться в дру го м, ка к в себе, в рез у льта те любви , ч то п ри во ди ло к си мво ли з а ц и и и са кра ли з а ц и и су п ру жески х и любо вных о тно ш ени й. Эти о сно вные п о ло жени я э стети ки си мво ли з ма в ху до жественно й п ра кти ке и реа льно й жи з ни п о это в-си мво ли сто в нередко п ри во ди ли к дева льва ц и и , «п о дмена м» рели ги о з ных п о няти й и си мво ло в, к смеш ени ю и ску сства и жи з ни – та к в и сто ри и си мво ли з ма хо ро ш о и з вестны дра ма ти чески е и сто ри и су п ру жески х п а р и любо вных «треу го льни ко в»: А. Бло к – Л . М енделеева , А. Белый – М . М о ро з о ва , В яч . И ва но в – Л . Зи но вьева - Ани ба л, В . Брюсо в – Н . П етро вска я – А. Белый. П ро ти во реч и я мла до си мво ли з ма связ а ны с о бщ ей тенденц и ей на ч а ла Х Х века , ко то ра я су мма рно о п ределяется ка к «иде я с инт е за» и з а тра ги ва ет ра з ные у ро вни : си нтези ску сства и жи з ни , ра з ных ви до в и ску сств, фи ло со фи и и и ску сства , ду ха и п ло ти , рели ги и и о бщ ественно сти , хри сти а нства и яз ыч ества (Е . Е рми ло ва ). В яч И ва но в и А. Белый стреми ли сь в си нтез у «ди о ни си йско го » и «а п о лло ни ч еско го » на ч а л в ли ри ке, к си нтез у реа ли з ма и си мво ли з ма в ху до жественно м тво рч естве (п о яви ло сь да же п о няти е «реа ли сти ч ески й си мво ли з м»). Без у сло вно , стремлени е к си нтез у было п ро ди кто ва но со ло вьевско й и деей всееди нства и в о бла сти п о э ти ки о бу сло ви ло а нти но ми ч ну ю п ри ро ду мно ги х си мво ли стски х до ктри н и о бра з ов и о ксюмо ро нну ю сти ли сти ку си мво ли стски х тексто в. Н о жела ни е со вмести ть явлени я и п о няти я несо вмести мые нередко п ри во ди ло не к си нтез у, а к э клекти ке. Н ео су щ естви мо сть си нтез а и п ри вело к о со з на ни ю кри з и са си мво ли з ма .
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- …
- следующая ›
- последняя »