История русской литературы ХХ века (Русский символизм). Бердникова О.А. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
В наше время о литературе серебряного века пишут много . Изданы
учебные пособия, в которых сохраняется традиционный литературоведческий
подход такова «История русской литературы. ХХ век. Серебряный век» под
редакцией Ж . Нивы , И . Сермана , В. Страды и Е . Эткинда (М ., 1995), появились
монографии и статьи , где авторы и произведения этого периода оцениваются с
точки зрения социокультурной (А. Эткинд, А. Баженов), работы,
интерпретирующие художественные явления прежде всего в духовно -
религиозном аспекте (М . Дунаев). Но именно литература серебряного века
требует от исследователя особой взвешенности суждений и оценок, иначе
можно объявить самых значительных поэтов эпохи «дьяволами» (С.
Слободнюк) или сектантами (А. Эткинд). Между тем каждая из этих точек
зрения обладает определенной долей истины и кажется новой и шокирующей
только на фоне нашей длительной оторванности от отечественной духовной
традиции. Основная тенденция, просматривающаяся во многих серьезных
исследованиях, связана со стремлением их авторов вывить не только
творческий путь поэта или писателя серебряного века , но и духовную
эволюцию и ее итоги . Именно это становится насущной задачей научного
изучения серебряного века как особой художественной эпохи .
Общая характеристика эпохи рубежа Х1Х ХХ вв. и начала ХХ века
«В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха
пробуждения самостоятельной философской мысли , расцвет поэзии и
обострение эстетической чувствительности , религиозного беспокойства и
искания, интереса к мистике и оккультизму . Появились новые души, были
открыты новые источники творческой жизни ; виделись новые зори ,
соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и надежды на
преображение жизни», так характеризует Н . А. Бердяев особенности
российской жизни рубежа веков и начала ХХ века .
В чем же была принципиальная новизна этого времени , столь явно
ощутимая многими его выдающимися деятелями ?
1. В философии и литературе произошло осознание того , что «хуже этот век
предшествующих» (А. Ахматова ) уже тем, что катастрофические явления
действительности многие восприняли как результат «кризиса старой
духовности». Возникло почти всеобщее ощущение того , что либо «Бог умер»
(Ф . Ницше), либо с ним (Старым) надо бороться, либо необходимо искать
(строить) нового (другого ). На этой основе произошло слияние богословия и
философии, и началось новое истолкование традиционных категорий и
догматов христианства в творчестве русских религиозных философов В.
Соловьева , Н . Бердяева , Евг . Трубецкого , С. Булгакова , П . Флоренского .
Создавались религиозно - философские общества , спорили о «новом
религиозном сознании». В общественной, духовной и художественной жизни
эпохи возобладали «безграничная самочинность» и «исконно русское
умонастроение нигилизма» так определил С. Франк религиозно - исторические
корни русского радикализма . Теоцентризм (неполный и непоследовательный) в
общественном и художественном сознании «века золотого» сменился таким же
                                                    4
         В на ш е время о ли тера ту ре серебряно го века п и ш у т мно го . И з            да ны
у ч ебные п о со би я, в ко то рых со хра няется тра ди ц и о нный ли тера ту ро ведчески й
п о дхо д – та ко ва «И сто ри я ру сско й ли тера ту ры. Х Х век. С еребряный век» п о д
реда кц и ей Ж . Н и вы, И . С ерма на , В . С тра ды и Е . Этки нда (М ., 1995), п о яви ли сь
мо но гра фи и и ста тьи , где а вто ры и п ро и з ведени я э то го п ери о да о ц ени ва ются с
то чки      з рени я со ц и о ку льту рно й (А. Этки нд, А. Ба жено в), ра бо ты,
и нтерп рети ру ющ и е ху до жественные явлени я п режде всего в ду хо вно -
рели ги о з  но м а сп екте (М . Д у на ев). Н о и менно ли тера ту ра серебряно го века
требу ет о т и сследо ва теля о со бо й вз     веш енно сти су ждени й и о ц ено к, и на ч е
мо жно о бъ яви ть са мых з          на ч и тельных п о э то в э п о хи «дьяво ла ми » (С .
С ло бо днюк) и ли секта нта ми (А. Этки нд). М ежду тем ка жда я и зэ ти х то ч ек
з рени я о бла да ет о п ределенно й до лей и сти ны и ка жется но во й и ш о ки ру ющ ей
то лько на фо не на ш ей дли тельно й о то рва нно сти о т о теч ественно й ду хо вно й
тра ди ц и и . О сно вна я тенденц и я, п ро сма три ва ющ а яся во мно ги х серьез          ных
и сследо ва ни ях, связ    а на со стремлени ем и х а вто ро в выви ть не то лько
тво рч ески й п у ть п о эта и ли п и са теля серебряно го века , но и ду хо вну ю
э во люц и ю и ее и то ги . И менно э то ста но ви тся на су щ но й з       а да ч ей на у ч но го
из  у ч ени я серебряно го века ка к о со бо й ху до жественно й э п о хи .

      Общ ая х арак т е рис т ик аэпох и рубе ж аХ1Х – ХХ вв. и начал аХХ ве к а
          «В э ти го ды Ро сси и было п о сла но мно го да ро в. Это была э п о ха
п ро бу ждени я са мо сто ятельно й фи ло со фско й мысли , ра сц вет п о э з                     ии и
о бо стрени е э стети ческо й ч у встви тельно сти , рели ги о з             но го бесп о ко йства и
и ска ни я, и нтереса к ми сти ке и о кку льти з            му . П о яви ли сь но вые ду ш и , были
о ткрыты но вые и сто ч ни ки тво рч еско й жи з                   ни ; ви дели сь но вые з         о ри ,
со еди няли сь ч у вства з      а ка та и ги бели с ч у вство м во схо да и на дежды на
п рео бра жени е жи з      ни »,– та к ха ра ктери з       у ет Н . А. Бердяев о со бенно сти
ро сси йско й жи з    ни ру бежа веко в и на ч а ла Х Х века .
          В ч ем же была п ри нц и п и а льна я но ви з          на э то го времени , сто ль явно
о щ у ти ма я мно ги ми его выда ющ и ми ся деятелями ?
1. В фи ло со фи и и ли тера ту ре п ро и з       о ш ло о со з на ни е то го , ч то «ху же это т век
п редш еству ющ и х» (А. Ахма то ва ) у же тем, ч то ка та стро фи ч ески е явлени я
действи тельно сти мно ги е во сп ри няли ка к рез                      у льта т «кри з   и са ста ро й
ду хо вно сти ». В о з  ни кло п о ч ти всео бщ ее о щ у щ ени е то го , ч то ли бо «Бо г у мер»
(Ф . Н и ц ш е), ли бо с ни м (С та рым) на до бо ро ться, ли бо нео бхо ди мо и ска ть
(стро и ть) но во го (дру го го ). Н а э то й о сно ве п ро и з      о ш ло сли яни е бо го сло ви я и
фи ло со фи и , и на ч а ло сь но во е и сто лко ва ни е тра ди ц и о нных ка тего ри й и
до гма то в хри сти а нства в тво рч естве ру сски х рели ги о з              ных фи ло со фо в – В .
С о ло вьева , Н . Бердяева , Е вг. Т ру бец ко го , С . Бу лга ко ва , П . Ф ло ренско го .
Соз   да ва ли сь рели ги о з    но -фи ло со фски е о бщ ества , сп о ри ли               о    «но во м
рели ги о з  но м со з на ни и ». В о бщ ественно й, ду хо вно й и ху до жественно й жи з             ни
э п о хи во з   о бла да ли «без     гра ни ч на я са мо ч и нно сть» и «и ско нно ру сско е
у мо на стро ени е ни ги ли з   ма » – та к о п редели л С . Ф ра нк рели ги о з    но -и сто ри ч ески е
ко рни ру сско го ра ди ка ли з    ма . Т ео ц ентри з  м (неп о лный и неп о следо ва тельный) в
о бщ ественно м и ху до жественно м со з           на ни и «века з   о ло то го » смени лся та ки м же