История русской литературы ХХ века (Русский символизм). Бердникова О.А. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
неполным и непоследовательным, но весьма агрессивным антропоцентризмом.
Неизбежным следствием этого явился набирающий силу релятивизм всех форм
сознания и художественной жизни , существенное изменение эстетики , этики и
их «взаимоотношений» в художественном сознании эпохи .
2. На рубеже веков произошел кризис европоцентризма , наблюдалось
всеобщее увлечение восточными религиями , стилями и художественными
формами . «Восток» способствовал осмыслению провиденциальной и
религиозно - исторической миссии России как «Третьего Рима», то есть
наследницы истинного христианства православия, основанного на традициях
Византии (восточной церкви ). В этом отношении «Восток Христа»
противостоял «Востоку Ксеркса», как писал В. Соловьев в известном
стихотворении, и России предстояло сделать свой выбор: «Каким ты хочешь
быть Востоком, / Востоком Ксеркса иль Христа ?» Так сформировалась в
философском и художественном сознании эпохи концепция двух Востоков,
которая так или иначе была осмыслена и отражена во многих произведениях.
Сложность выбора была обусловлена серединным положением России между
Востоком и Западом и пересечением в ее историческом развитии и
ментальности этих двух, всегда враждующих между собой мировых
тенденций. Сложившаяся к началу ХХ века в России «мифология Востока»
исходила из представлении об Азии как грозном хаосе, татарских ордах,
монголизме, несущих разрушения и смерть. Буддизм воспринимался как
синоним пассивности , мироотвержения, тотальной энтропии и угрозы
мировому прогрессу . Такой Восток во многом способствовал росту
эсхатологических настроений и предчувствий, столь распространенных и даже
культивированных в элитарных художественных кругах. Однако именно в
эпоху серебряного века появляются новые грани интереса к Востоку как
таковому краю экзотики , миру , хранящему примитивные, противостоящие
скверне европейской цивилизации формы жизни и сознания, «истоку дней» и
одновременно «кладбищу мира» (И. Бунин). Этот Восток становился новым
поводом для познания основ бытия, размышления о судьбах цивилизации и
мира в целом. Буддизм многими был воспринят как особая религия и
философия, дающая принципиально иные, по сравнению с западной
религиозной традицией, представления о времени и пространстве , жизни и
смерти , теле и душе, совершенно другие эстетические и этические категории.
Именно Востоку серебряный век во многом обязан появлением целого ряда
идей: в частности , концептуально важной для эпохи идеи круга (возвращения)
как закона исторического и метафизического бытия (в основе буддийское
понятие «колеса существования», противостоящего европейскому «вектору
времени»). Эстетика восточного искусства способствовала (особенно наглядно
в живописи ) формированию модерна как нового стиля, характерными
особенности которого стали эклектизм , чувственность, орнаментальность.
Многие искусствоведы видят загадку модерна во встрече Востока и Запада .
3. Усложнение действительности и изменения представлений о ней в
результате указанных выше процессов повлекло за собой и существенное
изменение в понимании человека и его места в мире. Распад привычного
                                                     5
неп о лным и неп о следо ва тельным, но весьма а гресси вным а нтро п о ц ентри з                      мо м.
Н еи з   бежным следстви ем это го яви лся на би ра ющ и й си лу реляти ви з                м всех фо рм
со з  на ни я и ху до жественно й жи з          ни , су щ ественно е и з  менени е э стети ки , э ти ки и
и х «вз    а и мо о тно ш ени й» в ху до жественно м со з       на ни и э п о хи .
2. Н а ру беже веко в п ро и з              о ш ел кри з   и с евро п о ц ентри з  ма ,    на блюда ло сь
всео бщ ее у влеч ени е во сто ч ными рели ги ями , сти лями и ху до жественными
фо рма ми . «В о сто к» сп о со бство ва л о смыслени ю п ро ви денц и а льно й и
рели ги о з    но -и сто ри ч еско й ми сси и Ро сси и ка к «Т ретьего Ри ма », то есть
на следни ц ы и сти нно го хри сти а нства – п ра во сла ви я, о сно ва нно го на тра ди ц и ях
Ви з   а нти и (во сто ч но й ц еркви ). В э то м о тно ш ени и «В о сто к Х ри ста »
п ро ти во сто ял «В о сто ку К серкса », ка к п и са л В . С о ло вьев в и з                    вестно м
сти хо тво рени и , и Ро сси и п редсто яло сдела ть сво й выбо р: «К а ки м ты хо ч еш ь
быть В о сто ко м, / В о сто ко м К серкса и ль Х ри ста ?» Т а к сфо рми ро ва ла сь в
фи ло со фско м и ху до жественно м со з               на ни и э п о хи ко нц еп ц и я дву х Во сто ко в,
ко то ра я та к и ли и на ч е была о смыслена и о тра жена во мно ги х п ро и з                 ведени ях.
С ло жно сть выбо ра была о бу сло влена середи нным п о ло жени ем Ро сси и между
В о сто ко м и За п а до м и п ересеч ени ем в ее и сто ри ч еско м ра з                        ви ти и и
мента льно сти             э ти х дву х, всегда вра жду ющ и х между со бо й ми ро вых
тенденц и й. С ло жи вш а яся к на ч а лу Х Х века в Ро сси и «ми фо ло ги я Во сто ка »
и схо ди ла и з п редста влени и о б Аз              и и ка к гро з   но м ха о се, та та рски х о рда х,
мо нго ли з     ме, несу щ и х ра з      ру ш ени я и смерть. Бу дди з         м во сп ри ни ма лся ка к
си но ни м п а сси вно сти , ми ро о твержени я, то та льно й э нтро п и и и у гро з                       ы
ми ро во му п ро грессу . Т а ко й В о сто к во мно го м сп о со бство ва л ро сту
э сха то ло ги ч ески х на стро ени й и п редч у встви й, сто ль ра сп ро стра ненных и да же
ку льти ви ро ва нных в э ли та рных ху до жественных кру га х. О дна ко и менно в
э п о ху серебряно го века п о являются но вые гра ни и нтереса к В о сто ку ка к
та ко во му – кра ю э кз         о ти ки , ми ру , хра нящ ему п ри ми ти вные, п ро ти во сто ящ и е
скверне евро п ейско й ц и ви ли з          а ц и и фо рмы жи з   ни и со з   на ни я, «и сто ку дней» и
о дно временно «кла дби щ у ми ра » (И . Бу ни н). Это т В о сто к ста но ви лся но вым
п о во до м для п о з      на ни я о сно в быти я, ра з     мыш лени я о су дьба х ц и ви ли з     аци и и
ми ра в ц ело м. Бу дди з            м мно ги ми был во сп ри нят ка к о со ба я рели ги я и
фи ло со фи я, да ющ а я п ри нц и п и а льно и ные, п о сра внени ю с з                         а п а дно й
рели ги о з    но й тра ди ц и ей, п редста влени я о времени и п ро стра нстве, жи з                  ни и
смерти , теле и ду ш е, со верш енно дру ги е э стети ч ески е и эти ч ески е ка тего ри и .
И менно В о сто ку серебряный век во мно го м о бяз                     а н п о явлени ем ц ело го ряда
и дей: в ч а стно сти , ко нц еп ту а льно ва жно й для э п о хи и деи кру га (во з            вра щ ени я)
ка к з   а ко на и сто ри ч еско го и мета фи з        и ческо го быти я (в о сно ве – бу дди йско е
п о няти е «ко леса су щ ество ва ни я», п ро ти во сто ящ его евро п ейско му «векто ру
времени »). Эстети ка во сто ч но го и ску сства сп о со бство ва ла (о со бенно на глядно
в жи во п и си ) фо рми ро ва ни ю мо дерна ка к но во го сти ля, ха ра ктерными
о со бенно сти ко то ро го ста ли э клекти з              м, ч у вственно сть, о рна мента льно сть.
М но ги е и ску сство веды ви дят з          а га дку мо дерна во встреч е В о сто ка и За п а да .
3. Усло жнени е действи тельно сти и и з                      менени я п редста влени й о ней в
рез   у льта те у ка з   а нных выш е п ро ц ессо в п о влекло з           а со бо й и су щ ественно е
из  менени е в п о ни ма ни и ч ело века и его места в ми ре. Ра сп а д п ри выч но го