Серебряный век (история русской литературы XX века). Бердникова О.А. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

3
Серебряный век русской литературы
Серебряный век уникальное явление русской культуры. Охватывая
хронологически около трех десятилетий (1892 1921), этот период явился
целой эпохой по насыщенности и разнообразию поэтических, живописных,
музыкальных, театральных, философских течений, теорий, стилей, идей. Се-
ребряный век это особый тип художественного сознания, во многом прин-
ципиально иной образ мышления, что привело к формированию новой моди-
фикации русской культуры.
Серебряный век особый период в истории русской литературы, зако-
номерно пришедший на смену «веку золотому» . Но если понятие «золотой
век» так и осталось общепринятой метафорой, характеризующей высшую
степень художественного совершенства русской классики Х1Х века, то се-
ребряный век в настоящее время воспринимается как научный термин и по-
этому не нуждается в кавычках при написании. При этом утрачивается дик -
туемый аналогией оценочный критерий: серебряный не означает хуже, ниже,
менее ценный, чем золотой. Ведь идея прогресса (как и регресса) не приме -
нима к художественным явлениям и является, по замечанию О . Мандель-
штама, «самым отвратительным видом школьного невежества» . Многие про-
изведения этого периода стали классикой литературы ХХ века, но именно
принципиальная новизна этого века определила собой духовные , эстетиче -
ские и собственно художественные особенности этой классики.
Жажда обновления, модернизации охватила все виды художественного
творчества и реализовалась в появлении модернизма как новой формы худо-
жественного сознания. В поэзии серебряного века модернистские тенденции
воплотились в трех основных течениях символизме , футуризме и акмеизме ,
а в прозе в появлении неореализма, экзистенциализма, неонатурализма.
Определенная трансформация произошла и в собственно реалистическом
типе творчества, сохранившем традиции русской классики Х1Х века. Суще-
ственно реформировались русский театр и драматургия серебряного века, что
привело к появлению принципиально новых концепций театрального искус -
ства системе К . С . Станиславского, театру В. Э Мейерхольда, к драматур-
гическим новациям в творчестве А. Блока и Л. Андреева.
Тема 1. Русский символистский роман
Символистская картина мира нашла свое воплощение в жанре симво-
листского романа. Русские символисты, отвергая традиционную форму ро-
мана, пытались создать принципиально новую и предложили свою модифи-
кацию русского романа. Процесс жанрового обновления романа в модерниз-
ме идет по пути создания целостной картины мира на основе мифологизации
как основного способа познания и конструирования бытия в тексте. Симво-
листский роман есть миф, так как персонажи, ситуации и отдельные элемен-
ты повествования возводятся к вполне определенным, бытующим в кругу
символизма концепциям, идеям, теоретическим построениям , а также к ми -
фологическим и культурным архетипам , которые указывают на их глубин-
                                    3
                 Серебряный век русской литературы

      Серебряный век – уникальное явление русской культуры. Охватывая
хронологически около трех десятилетий (1892 – 1921), этот период явился
целой эпохой по насыщенности и разнообразию поэтических, живописных,
музыкальных, театральных, философских течений, теорий, стилей, идей. Се-
ребряный век – это особый тип художественного сознания, во многом прин-
ципиально иной образ мышления, что привело к формированию новой моди-
фикации русской культуры.
      Серебряный век – особый период в истории русской литературы, зако-
номерно пришедший на смену «веку золотому». Но если понятие «золотой
век» так и осталось общепринятой метафорой, характеризующей высшую
степень художественного совершенства русской классики Х1Х века, то се-
ребряный век в настоящее время воспринимается как научный термин и по-
этому не нуждается в кавычках при написании. При этом утрачивается дик-
туемый аналогией оценочный критерий: серебряный не означает хуже, ниже,
менее ценный, чем золотой. Ведь идея прогресса (как и регресса) не приме-
нима к художественным явлениям и является, по замечанию О. Мандель-
штама, «самым отвратительным видом школьного невежества». Многие про-
изведения этого периода стали классикой литературы ХХ века, но именно
принципиальная новизна этого века определила собой духовные, эстетиче-
ские и собственно художественные особенности этой классики.
      Жажда обновления, модернизации охватила все виды художественного
творчества и реализовалась в появлении модернизма как новой формы худо-
жественного сознания. В поэзии серебряного века модернистские тенденции
воплотились в трех основных течениях – символизме, футуризме и акмеизме,
а в прозе – в появлении неореализма, экзистенциализма, неонатурализма.
Определенная трансформация произошла и в собственно реалистическом
типе творчества, сохранившем традиции русской классики Х1Х века. Суще-
ственно реформировались русский театр и драматургия серебряного века, что
привело к появлению принципиально новых концепций театрального искус-
ства – системе К. С. Станиславского, театру В. Э Мейерхольда, к драматур-
гическим новациям в творчестве А. Блока и Л. Андреева.
                 Тема 1. Русский символистский роман
      Символистская картина мира нашла свое воплощение в жанре симво-
листского романа. Русские символисты, отвергая традиционную форму ро-
мана, пытались создать принципиально новую и предложили свою модифи-
кацию русского романа. Процесс жанрового обновления романа в модерниз-
ме идет по пути создания целостной картины мира на основе мифологизации
как основного способа познания и конструирования бытия в тексте. Симво-
листский роман есть миф, так как персонажи, ситуации и отдельные элемен-
ты повествования возводятся к вполне определенным, бытующим в кругу
символизма концепциям, идеям, теоретическим построениям, а также к ми-
фологическим и культурным архетипам, которые указывают на их глубин-