Серебряный век (история русской литературы XX века). Бердникова О.А. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

5
тель-символист семантически переориентирует понятия иронии и лирики:
ирония призвана вскрыть противоречия на уровне земной жизни, принимает
этот уродливый мир, а лирика, отрицая материальный мир, противопоставля-
ет ему мир идеальный. Такое ироническое утверждение и лирическое отри-
цание проясняют характер смеха в творчестве Сологуба, смех становится
проявлением мистической сути бытия как двоемирия, и следовательно так же
амбивалентен: смех может быть прославлением, сакральным (лирика) и ос -
меянием, профанным (ирония). Поэтому -то поведение всех действующих лиц
романа характеризуется через смеховые реакции, а в самом романе, согласно
концепции Ф . Сологуба, можно увидеть мир иронический (мир передонов-
щины) и мир лирический, представленный сюжетной линией Людмилы Ру-
тиловой и Саши Пыльникова, но, прежде всего, образом автора.
Проблематика, система образов и поэтика романа Ф. Сологуба
«Мелкий бес»
Вопросы и задания
1. Иронический (смеховой) мир романа
а) профанный смех в романе: соотнести смеховые характеристики ос -
новных персонажей с их портретными , поведенческими и речевыми
характеристиками ;
б) игры и розыгрыши как основной сюжетно-композиционный при-
ем;
в) недотыкомка и ее двойники в ироническом мире романа;
2. Лирический мир романа
а) символика имен, фамилий, цветов Людмилы Рутиловой и Саши
Пыльникова
б) мифологизация персонажей и их отношений;
в) образ автора и способы его воплощения в повествовании;
3. Тексты и образы мифологии, фольклора, русской и мировой литера-
туры в романе и их авторское осмысление. Какова художественная
функция аллюзий и реминисценций в символистском тексте?
4. Смысл названия романа и его связь с основными образами и героями .
5. К вопросу о поэтике символистского романа.
Основная литература
1. Сологуб Ф . Свет и тени: Избранная проза / Ф . Сологуб. Минск, 1988.
С . 17-208.
2. Минц З . О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве рус -
ских символистов / З . Минц // Поэтика русского символизма. - СПб.,
2004. С .59-96.
3. Колобаева Л . Русский символизм / Л . Колобаева. М ., 2000. 294с .
Дополнительная литература
1. Розенталь Ш. Символический аспект романа Ф . Сологуба «Мелкий
бес» / Ш . Розенталь, Х. Фоули // Русская литература ХХ века : иссле-
дования американских ученых. - СПб., 1993. С . 6-23.
                                    5
тель-символист семантически переориентирует понятия иронии и лирики:
ирония призвана вскрыть противоречия на уровне земной жизни, принимает
этот уродливый мир, а лирика, отрицая материальный мир, противопоставля-
ет ему мир идеальный. Такое ироническое утверждение и лирическое отри-
цание проясняют характер смеха в творчестве Сологуба, смех становится
проявлением мистической сути бытия как двоемирия, и следовательно так же
амбивалентен: смех может быть прославлением, сакральным (лирика) и ос-
меянием, профанным (ирония). Поэтому-то поведение всех действующих лиц
романа характеризуется через смеховые реакции, а в самом романе, согласно
концепции Ф. Сологуба, можно увидеть мир иронический (мир передонов-
щины) и мир лирический, представленный сюжетной линией Людмилы Ру-
тиловой и Саши Пыльникова, но, прежде всего, образом автора.

     Проблематика, система образов и поэтика романа Ф. Сологуба
                           «Мелкий бес»
                          Вопросы и задания
  1. Иронический (смеховой) мир романа
       а) профанный смех в романе: соотнести смеховые характеристики ос-
     новных персонажей с их портретными, поведенческими и речевыми
     характеристиками;
       б) игры и розыгрыши как основной сюжетно-композиционный при-
     ем;
       в) недотыкомка и ее двойники в ироническом мире романа;
  2. Лирический мир романа
        а) символика имен, фамилий, цветов Людмилы Рутиловой и Саши
     Пыльникова
        б) мифологизация персонажей и их отношений;
        в) образ автора и способы его воплощения в повествовании;
   3. Тексты и образы мифологии, фольклора, русской и мировой литера-
     туры в романе и их авторское осмысление. Какова художественная
     функция аллюзий и реминисценций в символистском тексте?
  4. Смысл названия романа и его связь с основными образами и героями.
  5. К вопросу о поэтике символистского романа.
                            Основная литература
  1. Сологуб Ф. Свет и тени: Избранная проза / Ф. Сологуб. – Минск, 1988.
     – С. 17-208.
  2. Минц З. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве рус-
     ских символистов / З. Минц // Поэтика русского символизма. - СПб.,
     2004. – С.59-96.
  3. Колобаева Л. Русский символизм / Л. Колобаева. – М., 2000. – 294с.
                         Дополнительная литература
  1. Розенталь Ш. Символический аспект романа Ф. Сологуба «Мелкий
      бес» / Ш. Розенталь, Х. Фоули // Русская литература ХХ века : иссле-
      дования американских ученых. - СПб., 1993. – С. 6-23.