История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Бешукова Ф.Б. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

антиутопия в научно-фантастических повестях Уэллса: «Машина времени»
(1895), «Остров доктора Моро» (1896), «Человек- невидимка» (1897), «Война
миров» (1898), «Когда спящий проснется» (1899). Социальная острота и
проблемность, научность и сатиризм произведений Уэллса. Беспокойство за
человечество и традиции Д.Свифта. Критика образа «сверхчеловека» в
«Острове доктора Моро». Полемика с Киплингом. Тема трагического одино-
чества буржуазного ученого в повести «Человек-невидимка» (1897). Антиво-
енная направленность повести «Война миров». Критика империализма и во-
прос о революции в повести «Когда спящий проснется». Жанр социально-
бытового романа. «Тоно Бенгей» (1909). Тема маленького человека, круше-
ния его иллюзий в поиске счастья. Трагизм мещанского существования. По-
зиция писателя в годы первой мировой войны.
Польская литература
Историко-культурная ситуация в Польше в конце XIX- начале XX века.
Роль восстания 1863г. против царизма за национальную независимость.
Влияние «варшавского позитивизма» на развитие литературы конца XIX ве-
ка. Реализм и натурализм. Роль римско-католической традиции. Влияние рус-
ской литературы (И.Тургенев, Л.Толстой). Реализм и творчество Э.Ожешко
(1842-1910) (статья «Письма о литературе», 1813). Демократическая направ-
ленность творчества. Женский вопрос. Роман «Марта» (1873). Детская «тема»
(«Нерадостная идиллия», 1878). Острая социальная критика в социально-пси-
хологическом романе «Над Неманом»(1887).
Болеслав Прус (1847-1912). Реалистическое начало творчества Пруса и
влияние «варшавского позитивизма». Трагедия любви в романе «Кукла»
(1887). Образ Вокульского: исключительность натуры, причины трагического
разлада с действительностью, смысл финальной сцены. Своеобразие историз-
ма Пруса в романе «Фараон» (1898).
Генрик Сенкевич (1846-1916). Социально-психологические романы
Г.Сенкевича («Без догмата», 1890 и «Семья Поланецких», 1895). Критика ин-
дивидуализма в романе «Без догмата». Исторические романы («Огнем и ме-
чом» (1883), «Камо грядеши» (1896), «Крестоносцы» (1900). Тема неро-
новского деспотизма, апология христианства, психологичность образа Петро-
ния в романе «Камо грядеши». Тема борьбы польского и литовского народов
против немецких рыцарей-захватчиков в романе «Крестоносцы». Своеобра-
зие подхода к эпохе «стыка» эллинизма и христианства (Сенкевич и Франс,
Сенкевич и Ибсен).
Психологизм романов С.Жеромского (1864-1925). Натурализм в творче-
стве В.Реймонта (1867-1925). Жизнь польской деревни, тема крестьянских
восстаний в романе «Мужики» (1909). Символизм. Группа «Молодая
Польша» (90-е годы). Борьба за «новое искусство» писателей различных ли-
тературных группировок (импрессионисты, символисты, неоромантики).
Ст.Пшибышевский (1868-1927). Выступление против демократии и револю-
ции. Влияние Ницше, Достоевского, Стриндберга. Романы «Дети сатаны»
антиутопия в научно-фантастических повестях Уэллса: «Машина времени»
(1895), «Остров доктора Моро» (1896), «Человек- невидимка» (1897), «Война
миров» (1898), «Когда спящий проснется» (1899). Социальная острота и
проблемность, научность и сатиризм произведений Уэллса. Беспокойство за
человечество и традиции Д.Свифта. Критика образа «сверхчеловека» в
«Острове доктора Моро». Полемика с Киплингом. Тема трагического одино-
чества буржуазного ученого в повести «Человек-невидимка» (1897). Антиво-
енная направленность повести «Война миров». Критика империализма и во-
прос о революции в повести «Когда спящий проснется». Жанр социально-
бытового романа. «Тоно Бенгей» (1909). Тема маленького человека, круше-
ния его иллюзий в поиске счастья. Трагизм мещанского существования. По-
зиция писателя в годы первой мировой войны.

                         Польская литература
     Историко-культурная ситуация в Польше в конце XIX- начале XX века.
Роль восстания 1863г. против царизма за национальную независимость.
Влияние «варшавского позитивизма» на развитие литературы конца XIX ве-
ка. Реализм и натурализм. Роль римско-католической традиции. Влияние рус-
ской литературы (И.Тургенев, Л.Толстой). Реализм и творчество Э.Ожешко
(1842-1910) (статья «Письма о литературе», 1813). Демократическая направ-
ленность творчества. Женский вопрос. Роман «Марта» (1873). Детская «тема»
(«Нерадостная идиллия», 1878). Острая социальная критика в социально-пси-
хологическом романе «Над Неманом»(1887).
     Болеслав Прус (1847-1912). Реалистическое начало творчества Пруса и
влияние «варшавского позитивизма». Трагедия любви в романе «Кукла»
(1887). Образ Вокульского: исключительность натуры, причины трагического
разлада с действительностью, смысл финальной сцены. Своеобразие историз-
ма Пруса в романе «Фараон» (1898).
     Генрик Сенкевич (1846-1916). Социально-психологические романы
Г.Сенкевича («Без догмата», 1890 и «Семья Поланецких», 1895). Критика ин-
дивидуализма в романе «Без догмата». Исторические романы («Огнем и ме-
чом» (1883), «Камо грядеши» (1896), «Крестоносцы» (1900). Тема неро-
новского деспотизма, апология христианства, психологичность образа Петро-
ния в романе «Камо грядеши». Тема борьбы польского и литовского народов
против немецких рыцарей-захватчиков в романе «Крестоносцы». Своеобра-
зие подхода к эпохе «стыка» эллинизма и христианства (Сенкевич и Франс,
Сенкевич и Ибсен).
     Психологизм романов С.Жеромского (1864-1925). Натурализм в творче-
стве В.Реймонта (1867-1925). Жизнь польской деревни, тема крестьянских
восстаний в романе «Мужики» (1909). Символизм. Группа «Молодая
Польша» (90-е годы). Борьба за «новое искусство» писателей различных ли-
тературных группировок (импрессионисты, символисты, неоромантики).
Ст.Пшибышевский (1868-1927). Выступление против демократии и револю-
ции. Влияние Ницше, Достоевского, Стриндберга. Романы «Дети сатаны»