История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Бешукова Ф.Б. - 38 стр.

UptoLike

Составители: 

«нового романа»): творчество – интуитивный акт творения.
«Искусство для искусства» (или «чистое» искусство), эстетические
концепции, утверждающие самоценность и автономность художественного
творчества, отрицающие связи искусства с общественной жизнью, моралью,
наукой и политикой. В конце XIX века лозунг «искусства для искусства»
(Т.Готье, Ш.Бодлер, О.Уайльд и др.) выражал протест против господства бур-
жуазной пошлости в официальном искусстве.
Натурализм (фр. naturaliste, лат. natura-природа), литературное направ-
ление, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США. Стреми-
лось к объективному, точному и бесстрастному изображению действительно-
сти и человеческого характера, обусловленного жизнью, логической приро-
дой и средой, понимаемой как непосредственно бытовое и материальное
окружение, но не исключающей социально-исторических факторов. Фило-
софской основой натурализма был позитивизм О.Конта, Г.Спенсера, эстети-
ческой - теория И.Тэна.
Несобственно-прямая речь - прием изложения, когда речь персонажа
внешне передается в виде авторской речи, не отличаясь от нее ни синтаксиче-
ски, ни пунктуационно. Но несобственно - прямая речь сохраняет все стили-
стические особенности, свойственные прямой речи персонажа, что и отлича-
ет ее от авторской речи. Как стилистический прием несобственно-прямая
речь широко используется в художественной прозе, позволяя создать впечат-
ление соприсутствия автора и читателя при поступках и словах героя, неза-
метного проникновения в его мысли.
Очуждение комплекс приемов в искусстве (гротеск, парадокс и др.),
целенаправленно используемый для того, чтобы добиться художественного
эффекта, при котором изображаемое явление предстает не привычным, оче-
видным, знакомым, а новым, незнакомым, «чужим». Понятие эффекта очуж-
дения введено Б.Брехтом.
Парадокс- суждение, резко противоречащее привычной логике вещей,
но глубокое по значению.
«Поток сознания» - художественный прием модернистских направле-
ний, воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации. Термин
принадлежит американскому философу идеалисту У.Джеймсу, полагавше-
му, что сознание это поток, река, в которой мысли, ощущения, внезапные
ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, нелогично пере-
плетаются. «Поток сознания» представляет собой предельную степень,
крайнюю форму внутреннего монолога, в котором объективные связи с ре-
альной средой нередко трудно восстановимы. «Поток сознания» рубежа ве-
ков вырос из прозы М.Гюисманса, из английской литературы (Г.Джеймс,
Дж.Мередит, Дж.Конрад, Р.Л.Стивенсон). В основных произведениях «пото-
ка сознания» (романы М.Пруста, В.Вулф, Дж.Джемса) до предела обострено
внимание к субъективному, потаенному в психике человека; нарушение тра-
диционной повествовательной структуры, смещение временных планов при-
нимают иногда характер формального эксперимента.
Реминисценция напоминание (воспоминание) о других литературных
«нового романа»): творчество – интуитивный акт творения.
     «Искусство для искусства» (или «чистое» искусство), эстетические
концепции, утверждающие самоценность и автономность художественного
творчества, отрицающие связи искусства с общественной жизнью, моралью,
наукой и политикой. В конце XIX века лозунг «искусства для искусства»
(Т.Готье, Ш.Бодлер, О.Уайльд и др.) выражал протест против господства бур-
жуазной пошлости в официальном искусстве.
     Натурализм (фр. naturaliste, лат. natura-природа), литературное направ-
ление, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США. Стреми-
лось к объективному, точному и бесстрастному изображению действительно-
сти и человеческого характера, обусловленного жизнью, логической приро-
дой и средой, понимаемой как непосредственно бытовое и материальное
окружение, но не исключающей социально-исторических факторов. Фило-
софской основой натурализма был позитивизм О.Конта, Г.Спенсера, эстети-
ческой - теория И.Тэна.
     Несобственно-прямая речь - прием изложения, когда речь персонажа
внешне передается в виде авторской речи, не отличаясь от нее ни синтаксиче-
ски, ни пунктуационно. Но несобственно - прямая речь сохраняет все стили-
стические особенности, свойственные прямой речи персонажа, что и отлича-
ет ее от авторской речи. Как стилистический прием несобственно-прямая
речь широко используется в художественной прозе, позволяя создать впечат-
ление соприсутствия автора и читателя при поступках и словах героя, неза-
метного проникновения в его мысли.
     Очуждение – комплекс приемов в искусстве (гротеск, парадокс и др.),
целенаправленно используемый для того, чтобы добиться художественного
эффекта, при котором изображаемое явление предстает не привычным, оче-
видным, знакомым, а новым, незнакомым, «чужим». Понятие эффекта очуж-
дения введено Б.Брехтом.
     Парадокс- суждение, резко противоречащее привычной логике вещей,
но глубокое по значению.
     «Поток сознания» - художественный прием модернистских направле-
ний, воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации. Термин
принадлежит американскому философу – идеалисту У.Джеймсу, полагавше-
му, что сознание – это поток, река, в которой мысли, ощущения, внезапные
ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, нелогично пере-
плетаются. «Поток сознания» представляет собой предельную степень,
крайнюю форму внутреннего монолога, в котором объективные связи с ре-
альной средой нередко трудно восстановимы. «Поток сознания» рубежа ве-
ков вырос из прозы М.Гюисманса, из английской литературы (Г.Джеймс,
Дж.Мередит, Дж.Конрад, Р.Л.Стивенсон). В основных произведениях «пото-
ка сознания» (романы М.Пруста, В.Вулф, Дж.Джемса) до предела обострено
внимание к субъективному, потаенному в психике человека; нарушение тра-
диционной повествовательной структуры, смещение временных планов при-
нимают иногда характер формального эксперимента.
     Реминисценция – напоминание (воспоминание) о других литературных