История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Бешукова Ф.Б. - 37 стр.

UptoLike

Составители: 

Идеализация (фр.idealisation, от фр. ideal-идеал), метод художествен-
ного обобщения, предельно акцентирующий в чувственно-образной форме
как позитивные ценности, так и негативные стороны действительности и
ориентирующийся на норму образец. Воплощением идеала чаще всего ста-
новятся образы-характеры, раздумья и чувства художника.
Импрессионизм (от французского impression впечатление),. направле-
ние в изобразительном искусстве (Моне, Сислей, Ренуар, Дега, Писсарро),
музыке (Дебюсси) к.XIX-н.ХХ века, сложилось во французской живописи 60-
70-х годов. В литературе принципы импрессионизма формировались на пере-
ходе от натурализма к символизму. (Ж. и Г.Гонкуры, Ж.Гюисманс, Ги де Мо-
пассан). Писатели стремились к мимолетной зарисовке сути, передаче хаоса
чувств и настроений, предельно заостряя изобразительную сторону слова.
Индивидуализм (лат. – неделимое, особь), принцип мировоззрения и по-
ведения человека, характеризуется стремлением к самостоятельности и само-
выражению, к своеобразию собственного бытия, утверждению своих прав и
свобод. Тема индивидуализма утверждается в художественной литературе по
мере того, как объектом художественного познания становится человек.
Интеллектуализм в искусстве (лат.intellectus ум, рассудок, разум),
особый тип, манера, форма, концептуально-философский склад художествен-
ного мышления, в котором рациональное преобладает над эмоциональным.
Воплощаясь в художественном произведении, интеллектуализм предстает
как драма идей, персонажи которой олицетворяют и своими действиями
передают мысли автора, выражают различные стороны его художественной
концепции.
Интуиция (позднелат. intuitio содержание), непосредственное усмот-
рение скрытого ценностного смысла в явлениях действительности и произве-
дениях искусства, осознание его в акте эстетического восприятия и эстетиче-
ской оценки, в деятельности творческой фантазии. В эстетике конца XIXв.
интуиция противопоставляется рациональному знанию. Так в иррационали-
стической эстетике А.Бергсона, следовавшего за Шопенгауэром, художе-
ственная интуиция выступает как высшая форма познания, как бескорыстное,
мистическое созерцание, полное слияние субъекта с духовной сущностью
мира. Она противостоит интеллекту, вызванному к жизни утилитарными
проблемами. Одновременно интуиция, по Бергсону, это бессознательный,
инстинктивно-образный принцип и стимул творчества.
Иррационализм (от лат. irrationalis неразумный) , методологический
принцип, который лежит в основе большинства нереалистических художе-
ственных направлений европейской культуры ХХ века. Суть иррационализма
заключается в принижении значения разума и мышления в художественном
творчестве, отведении главной роли в нем чувственной интуиции, непосред-
ственному восприятию, переживанию жизни, инстинктам и эмоциям. Основ-
ные постулаты: объективная реальность хаотична, не поддается систематиза-
ции и поэтому доступна только для непосредственного восприятия («жизнен-
ный порыв» Бергсона); искусство есть лишь самовыражение художника; фан-
тазия художника ничем не скована и полностью произвольна (концепция
     Идеализация (фр.idealisation, от фр. ideal-идеал), метод художествен-
ного обобщения, предельно акцентирующий в чувственно-образной форме
как позитивные ценности, так и негативные стороны действительности и
ориентирующийся на норму – образец. Воплощением идеала чаще всего ста-
новятся образы-характеры, раздумья и чувства художника.
    Импрессионизм (от французского impression – впечатление),. направле-
ние в изобразительном искусстве (Моне, Сислей, Ренуар, Дега, Писсарро),
музыке (Дебюсси) к.XIX-н.ХХ века, сложилось во французской живописи 60-
70-х годов. В литературе принципы импрессионизма формировались на пере-
ходе от натурализма к символизму. (Ж. и Г.Гонкуры, Ж.Гюисманс, Ги де Мо-
пассан). Писатели стремились к мимолетной зарисовке сути, передаче хаоса
чувств и настроений, предельно заостряя изобразительную сторону слова.
    Индивидуализм (лат. – неделимое, особь), принцип мировоззрения и по-
ведения человека, характеризуется стремлением к самостоятельности и само-
выражению, к своеобразию собственного бытия, утверждению своих прав и
свобод. Тема индивидуализма утверждается в художественной литературе по
мере того, как объектом художественного познания становится человек.
    Интеллектуализм в искусстве (лат.intellectus – ум, рассудок, разум),
особый тип, манера, форма, концептуально-философский склад художествен-
ного мышления, в котором рациональное преобладает над эмоциональным.
Воплощаясь в художественном произведении, интеллектуализм предстает
как драма идей, персонажи которой олицетворяют и своими действиями
передают мысли автора, выражают различные стороны его художественной
концепции.
     Интуиция (позднелат. intuitio – содержание), непосредственное усмот-
рение скрытого ценностного смысла в явлениях действительности и произве-
дениях искусства, осознание его в акте эстетического восприятия и эстетиче-
ской оценки, в деятельности творческой фантазии. В эстетике конца XIXв.
интуиция противопоставляется рациональному знанию. Так в иррационали-
стической эстетике А.Бергсона, следовавшего за Шопенгауэром, художе-
ственная интуиция выступает как высшая форма познания, как бескорыстное,
мистическое созерцание, полное слияние субъекта с духовной сущностью
мира. Она противостоит интеллекту, вызванному к жизни утилитарными
проблемами. Одновременно интуиция, по Бергсону, – это бессознательный,
инстинктивно-образный принцип и стимул творчества.
    Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный) , методологический
принцип, который лежит в основе большинства нереалистических художе-
ственных направлений европейской культуры ХХ века. Суть иррационализма
заключается в принижении значения разума и мышления в художественном
творчестве, отведении главной роли в нем чувственной интуиции, непосред-
ственному восприятию, переживанию жизни, инстинктам и эмоциям. Основ-
ные постулаты: объективная реальность хаотична, не поддается систематиза-
ции и поэтому доступна только для непосредственного восприятия («жизнен-
ный порыв» Бергсона); искусство есть лишь самовыражение художника; фан-
тазия художника ничем не скована и полностью произвольна (концепция