История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Бешукова Ф.Б. - 39 стр.

UptoLike

Составители: 

произведениях через использование характерных для них речевых оборотов,
ритмико-синтаксических ходов. Прием рассчитан на память и ассоциативное
восприятие читателя.
Символ в искусстве (от греч. symbobon- знак, опознавательная
примета), универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через со-
поставление со смежными категориями образа художественного, с одной
стороны, знака и аллегории с другой.
Символизм (франц. symbolisme), европейское литературно художе-
ственное направление к.XIX-н.XXв. Оформилось в связи с общим кризисом
буржуазной гуманитарной культуры, а также в связи с позитивистской ком-
прометацией реалистических принципов художественного образа у парна-
сцев, натуралистов. Основы эстетики сложились в конце 60-70-х годах в
творчестве французских поэтов П.Верлена, А.Рембо, С.Малларме. Помимо
преемственной связи с романтизмом, теоретические корни символизма вос-
ходят к идеалам философии А.Шопенгауэра и Э.Гартмана, к творчеству Р.-
Вагнера, к некоторым идеям Ф.Ницше, а также интуитивизма и философии
жизни. Наиболее общие черты доктрины символизма: искусство - интутивное
постижение мирового единства через символическое обнаружение «соответ-
ствий» и аналогий; музыкальная стихия праоснова жизни и искусства;
господство лирико-стихотворного начала, основывающегося на вере в бли-
зость внутренней жизни поэта к абсолютному и в надреальную или иррацио-
нально-магическую силу поэтической речи; обращение к древнему и средне-
вековому искусству в поисках генеалогического родства.
Экспрессионизм (от фр. expressiоn–выражение), одно из авангардист-
ских течений в искусстве и литературе 10-х годах ХХ века. Утверждался как
«искусство выражения», противопоставившее себя реализму и некоторым
формам нереалистического искусства конца XIX века (натурализму, импрес-
сионизму) стремлением передать прежде всего личные ощущения художни-
ка, его духовный мир. Художественный образ в экспрессионизме обретал
предельную эмоциональность и напряженность. Для экспрессионизма харак-
терны следующие черты: отказ от объективного изображения жизни, стрем-
ление отразить хаос окружающего мира в абстрактных образах, предельная
страстность и субъективность.
Элитарное искусство (от фр. elite лучшее, отборное), искусство, ори-
ентированное на небольшую группу людей, обладающих особой художе-
ственной восприимчивостью. Основные элементы теории содержатся в фило-
софии Шопенгауэра и Ницше.
произведениях через использование характерных для них речевых оборотов,
ритмико-синтаксических ходов. Прием рассчитан на память и ассоциативное
восприятие читателя.
     Символ в искусстве (от греч. symbobon- знак, опознавательная
примета), универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через со-
поставление со смежными категориями – образа художественного, с одной
стороны, знака и аллегории с другой.
     Символизм (франц. symbolisme), европейское литературно – художе-
ственное направление к.XIX-н.XXв. Оформилось в связи с общим кризисом
буржуазной гуманитарной культуры, а также в связи с позитивистской ком-
прометацией реалистических принципов художественного образа у парна-
сцев, натуралистов. Основы эстетики сложились в конце 60-70-х годах в
творчестве французских поэтов П.Верлена, А.Рембо, С.Малларме. Помимо
преемственной связи с романтизмом, теоретические корни символизма вос-
ходят к идеалам философии А.Шопенгауэра и Э.Гартмана, к творчеству Р.-
Вагнера, к некоторым идеям Ф.Ницше, а также интуитивизма и философии
жизни. Наиболее общие черты доктрины символизма: искусство - интутивное
постижение мирового единства через символическое обнаружение «соответ-
ствий» и аналогий; музыкальная стихия – праоснова жизни и искусства;
господство лирико-стихотворного начала, основывающегося на вере в бли-
зость внутренней жизни поэта к абсолютному и в надреальную или иррацио-
нально-магическую силу поэтической речи; обращение к древнему и средне-
вековому искусству в поисках генеалогического родства.
     Экспрессионизм (от фр. expressiоn–выражение), одно из авангардист-
ских течений в искусстве и литературе 10-х годах ХХ века. Утверждался как
«искусство выражения», противопоставившее себя реализму и некоторым
формам нереалистического искусства конца XIX века (натурализму, импрес-
сионизму) стремлением передать прежде всего личные ощущения художни-
ка, его духовный мир. Художественный образ в экспрессионизме обретал
предельную эмоциональность и напряженность. Для экспрессионизма харак-
терны следующие черты: отказ от объективного изображения жизни, стрем-
ление отразить хаос окружающего мира в абстрактных образах, предельная
страстность и субъективность.
     Элитарное искусство (от фр. elite – лучшее, отборное), искусство, ори-
ентированное на небольшую группу людей, обладающих особой художе-
ственной восприимчивостью. Основные элементы теории содержатся в фило-
софии Шопенгауэра и Ницше.