История российского крестьянства. Безгин В.Б. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

«ухожаи» участки леса представляли большую ценность. На «бортях» деревьях с дуплами, где водились пчёлы,
крестьяне ставили свои «знамёна» (владельческие знаки) и начинали их эксплуатировать. С течением времени стали
делаться и искусственные дупла.
В настоящее время собран и уже обработан значительный материал, характеризующий домашнюю крестьянскую
промышленность. Её распространёнными видами были прядение и ткачество, вызванные к жизни потребностями в
изготовлении одежды и других предметов первой необходимости. Раскопки предоставили в распоряжение археологов
веретёна и большое количество пряслиц. Материалом для тканья служила пряжа из овечьей шерсти и растительного
волокна, материал для окраски ткани давали растительные красители. Скотоводство доставляло сырьё для кожевенного
производства, в частности для сапожного дела, которое в деревне находилось на уровне домашнего ремесла. Найдены
образцы плетёных подошв от лаптей и другие остатки кожаной обуви. Сельское население изготовляло различные сорта
кожи. Немалое распространение в деревне получило скорняжное дело пошивка шуб из овчины и звериных шкур. Если в
городе косторезное искусство достигло значительного уровня, то в деревне техника выделки костяных изделий имела
примитивный характер (рабочим орудием служил простой рабочий нож).
В значительной мере на стадии домашних ремесленных занятий оставалась обработка древесины. Дерево
использовалось в качестве материала для постройки жилищ. Из него выделывались мебель, посуда, сельскохозяйственный
инвентарь, лодьи и лодки, телеги, лыжи, орудия охоты и рыбной ловли, различные инструменты и т.д. Луб (лыко) и береста
шли на заготовку лаптей, верёвок, туесов (разновидность посуды), рыболовных снастей и пр. Береста служила также для
письма. Таким образом, значительная часть домашних промыслов ещё не отделилась от сельского хозяйства.
Из отраслей деревенской промышленности, приобретавших характер ремесла, надо прежде всего назвать
металлургическое (железоплавильное и железообрабатывающее) производство. Сельские металлурги были знакомы с
техникой сыродутного процесса. Что касается деревенских ремесленников кузнецов, то они были рассредоточены по ряду
деревень. О работе кузнецов можно судить по находкам как средств и орудий производства (горнов, шлаков, молотков,
клещей, зубил и пр.), так и произведённой ими продукции. Сельские ремесленники кузнецы, ювелиры, гончары, по-
видимому, в основном работали на заказ, хотя не исключено, что в какой-то мере велось и производство изделий на
продажу. Район сбыта отдельных деревенских изделий был невелик.
Среди деревенских ремесленников были также ювелиры, занимавшиеся обработкой цветных металлов (серебра, меди,
свинца и т.п.). Наличие в деревне отдельных отраслей ремесла не меняет общего вывода о том, что она жила натуральным
хозяйством. Рост общественного разделения труда приводил к развитию городов как ремесленно-торговых центров, их роль
усиливалась во второй половине XI и в XII веке, но связь города с деревней оставалась слабой. Продукты сельского
хозяйства попадали на рынок или как прибавочный продукт крестьянского труда, присвоенный представителями
господствующего класса в качестве дани либо оброка, или же как излишки. Товарное производство в деревне было развито
очень незначительно, хотя на городские торги и попадала продукция земледелия, скотоводства, промыслов. Как уже
говорилось, отдельные статьи крестьянской дани и оброка (воск, пушнина и т.д.) экспортировались в качестве товара за
границу.
В лесостепной полосе поселения располагались «гнёздами», по три-четыре на расстоянии до пяти километров одно от
другого. Расстояние между «гнёздами» достигало в среднем 30 40 км, но иногда доходило до 100 км и больше. Жилища
были небольшими, площадью в 10 20 м
2
, и в них проживало 4–5 человек. Это жилище малых семей. Они представляли
собой полуземлянки. По данным В.В. Седова, поселения VIII – X веков были крупнее последующих. Уменьшение поселений
автор связывает с переходом от подсечного земледелия, требовавшего применения сил больших коллективов, к пахотному.
Термин «деревня» в письменных источниках до XIV века отсутствует. Сельские поселения носили названия «веси» и
«сёла». Ко времени образования Древнерусского государства господствующей формой общественной организации у славян
(по крайней мере в районах, наиболее развитых в социально-экономическом плане) была соседская, а не патриархальная
община. На севере она именовалась «погостом», или «миром», на юге – «вервью». Письменные источники рисуют погосты на
том этапе, когда они уже были включены в сферу воздействия государственной администрации, стали центрами сбора дани
и княжеского суда. Отсюда иногда делается вывод, что погост территориальная единица, образованная князьями для
фискальных и административных целей.
Община в Русской Правде называется вервью. Основанная первоначально на кровно-родственных связях, она
постепенно превращалась в соседскую территориальную общину. Пастбища, сенокосы, рыболовные, охотничьи и лесные
угодья находились в общем пользовании, при наследственном владении дворовыми, приусадебными и пахотными
участками. Русская Правда рассматривает вервь под определенным углом зрения, отражающим интересы раннефеодального
государства. Речь идёт об ответственности общины за преступления, совершённые её сочленами (которых Правда называет
«люди»). Княжеская власть возлагает на вервь некоторые судебно-розыскные функции (поиски убийцы, вора). Внутренние
взаимоотношения между общинниками Правда не раскрывает. Мы знаем лишь, что общинники связаны между собой
круговой порукой и участвуют в уплате «дикой виры» (штрафа за убийство, который вносится коллективно) в соответствии
с мирской развёрсткой.
Появляются крестьяне-мелкие собственники (владельцы дворовых и пахотных участков). Селоэто земельный участок
смерда, у которого семья, имущество, лошадь. Следы права на отчуждение крестьянами-общинниками своей земли (уже
сильно видоизменённого) отразились в дошедших до нашего времени более поздних источниках XIV–XV веков. За общиной
сохранялось право распоряжения выморочными, брошенными, участками, пустошами, лугами, лесами: об этом тоже говорят
более поздние документы.
Известны три линии, по которым шло развитие форм феодальной собственности и обращение сельского населения в
зависимое от господствующего класса. Во-первых, происходило «окняжение» земли и обложение свободных общинников
данью, перераставшей в феодальную ренту. Так складывалась государственная собственность, получившая впоследствии
название «чёрной». Во-вторых, наблюдалось расслоение соседской общины, из которой выделялись крестьяне-алладисты,
превращавшиеся затем в феодалов, безземельные люди, труд которых присваивался землевладельцами. Наконец, в-третьих,
собственники-феодалы сажали на землю рабов, становившихся зависимыми крестьянами.
Для времени до середины XI–XII веков господствующей формой феодальной собственности была государственная,
господствующим видом эксплуатации взимание дани. К XII веку складывается землевладение княжеское «доминиальное»,