ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
ÂÂÅÄÅÍÈÅ
В настоящее время в исторической науке отмечается небывалый интерес к проблемам, получившим название
«история повседневности». Эта тематика успешно конкурирует с традиционными направлениями исторических ис-
следований, и численность работ, в той или иной степени затрагивающих проблематику повседневности, постоянно
растет, включая в себя различные исторические периоды и новые аспекты.
Экспедиции в историческую повседневность открывают обширные неисследованные пространства. Как жили
люди раньше? Как они одевались и чем питались? Как они отмечали свои праздники и как относились к рождению,
болезни и смерти? Казалось бы, банальные вопросы, которыми историки долгое время не задавались. Но сегодня они
больше не останавливаются перед тем, чтобы опуститься в глубины повседневной жизнедеятельности общества.
Традиционное изучение истории, условно разделенной на отдельные сферы, осуществляется, как правило, на
макроуровне. В такой трактовке события прошлого предстают как череда действий (войн, революций
и т.п.) безликих масс. При таком подходе история государства отрывается от личности, от семьи, от конкретного мес-
та. Глобальные события заслоняют собой главное действующее лицо истории – человека. Грохот пушек и победный
клич солдат заглушают повседневные звуки «тихой» истории. В этом разрыве пропадает представление человека о
своей причастности к истории страны и народа.
В последние годы в России все большую популярность приобретает антропологический подход к истории, кото-
рый предполагает ее максимальное наполнение «человеческим содержанием». Сегодня научный поиск все более по-
ворачивается от «обстоятельств к человеку»: речь идет о переносе центра тяжести с исследования событий на иссле-
дование человека в этих «событиях» и «структурах».
Конечно, повседневность всего лишь один ракурс рассмотрения общества, не способный дать решающей инфор-
мации для понимания его исторической динамики, а лишь дополняющий, конкретизирующий научные подходы,
вскрывающие его сущность. Изучение того или иного фрагмента истории человечества непременно должно включать
в себя изучение повседневности, и в то же время невозможно только через повседневность понять всю суть историче-
ского развития.
1. ÈÑÒÎÐÈß ÏÎÂÑÅÄÍÅÂÍÎÑÒÈ:
ÈÑÒÎ×ÍÈÊÈ, ÏÐÅÄÌÅÒ È ÌÅÄÎÄÛ ÈÑÑËÅÄÎÂÀÍÈß
История повседневности – отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человече-
ской обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах. В
центре внимания истории повседневности – реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъек-
тивную значимость в качестве цельного жизненного мира, комплексное исследование этой реальности (жизненного
мира) людей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на события.
Зародившись в середине XIX века, это направление сразу же стало одним из самых популярных среди читателей,
не имевших отношения к научным кругам. Немецкий историк повседневности Г.-У. Велер объясняет популярность
направления тем, что в идее изучения маленького человека как антипода сильным мира сего, всегда находившимся в
центре внимания историка, скрыт протест несправедливости, против господства бюрократии в современном обществе,
против утраты простой человечности, внимания друг к другу. Можно также добавить, что историческая повседнев-
ность позволяет человеку приблизиться к прошлому, оценить его адекватно, вжиться в него, прочувствовать свое
прошлое.
К общетеоретическим источникам истории повседневности относят работы основателей феноменологического
направления в философии и, в частности, Э. Гуссерля (1859 – 1938). Он первым обратил внимание на значимость фи-
лософского осмысления не только высоких абстракций, но и «сферы человеческой обыденности», которую он имено-
вал «жизненным миром».
В отечественной исторической науке становление тематики повседневности обычно связывают с именами исследо-
вателей середины XIX – начала XX веков А. Терещенко, Н. Костомарова, И. Забелина и других, работы которых носили
ярко выраженный фактографически-описательный характер, они сосредоточили внимание на внешней, предметно-
материальной стороне жизни и внешнем проявлении человеческих чувств, выражавшихся в определенных устоявшихся
формах: обычаях, обрядах, ритуалах.
Шагом к выделению исследований повседневности в отрасль науки было появление в 60-е годы XX века модер-
нистских социологических концепций, прежде всего – теории социального конструирования П. Бергера и Т. Лукмана.
Именно они призвали изучать «встречи людей лицом к лицу», полагая, что такие «встречи» (социальные взаимодей-
ствия) есть основное содержание обыденной жизни.
На рождение истории повседневности оказали влияние идеи К. Гирца, увидевшего в любой культуре «стратифи-
цированную иерархию структур, состоящих из актов, символов и знаков». Расшифровка этих актов и символов, со-
ставляющих повседневные типизированные людские практики, «интерпретация паутины значений, которую человек
сам сплел», выступает у этого социо-антрополога способом познания.
Перспективность антропологического подхода в изучении прошлого задолго до модернистских концепций про-
чувствовали французские историки М. Блок и Л. Февр. Они предложили видеть в реконструкции повседневного эле-
мент воссоздания истории в ее целостности. Эту задачу успешно выполняли их сторонники и продолжатели, группи-
ровавшиеся вокруг созданного в 1950-е годы журнала Анналы. Школа Анналов и, прежде всего, младший современ-
ник М. Блока и Л. Февра – Ф. Бродель понимали прошлое как медленное чередование периодов большой длительно-
сти (long dure), в которые была включена и повседневно-бытовая составляющая.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »