Будущее человечества: глобальные проблемы современности и сценарии будущего. Беззубова О.В. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

18 19
Признаком глобализации является также появление нового типа
субъектов мировой экономики и политики. Это разнообразные межпра-
вительственные организации (ООН, ВТО, МВФ, НАТО), транснацио-
нальные корпорации и банки, неправительственные организации (про-
фессиональные, экологические, правозащитные), мировые информаци-
онные и коммуникационные сети (например, Интернет).
Для глобализации имеет первостепенное значение приведение
национальных законодательств в соответствие с международными
пра-
вовыми нормами.
С другой стороны, наблюдаются и обратные процессы. Посколь-
ку глобализация неизбежно предполагает привнесение норм и ценнос-
тей западноевропейской культуры, а также усиливает необходимость
взаимодействия (и вероятность столкновения) между представителя-
ми различных национальных культур, в последние десятилетия ХХ в.
особенно актуальными становятся проблемы межнационального вза-
имодействия. Естественной реакцией на
унификацию культуры стано-
вятся поиски собственной культурной и национальной идентичности,
обращение к традиционным формам обрядовости, религии, рост нацио-
налистических настроений. Как отмечает один из ведущих социологов
современности Э. Гидденс, «глобализация является причиной возрожде-
ния местной культурной идентичности во многих регионах мира»
9
.
Возрождение локальной идентичности не обязательно приводит к конф-
ликту, более того, политические деятели, а также ведущие мировые про-
изводители неизбежно учитывают региональные особенности при состав-
лении политических программ и продвижении на рынок новых товаров
и услуг. То есть в рамках глобального мирового единства все же остается
место для существования незначительных различий.
Это явление в пос-
леднее время стали обозначать термином глокализация (от англ. global
и local). Данный термин был введен в начале 90-х гг. английским соци-
ологом Р. Робертсоном, позаимствовавшим его у японских экономис-
тов, описывающих политику глобальных корпораций на региональных
рынках. Сегодня понятие «глокализация» используется в более широ-
ком контексте и предполагает изучение
взаимосвязей культурной иден-
тичности и транснациональных институтов управления, возникающих
в процессе интеграции экономик различных стран. Своеобразным
девизом «глокалистики» стало выражение «Мысли глобально, действуй
локально!». Это выражение приписывают шотландскому биологу
и архитектору Патрику Геддесу (1854–1932), в начале ХХ в. предло-
жившему принципиально новую для своего времени программу градо-
строительства. Благодаря заложенным в ней идеям жизни
в гармонии
с природой, экономии ресурсов, защиты окружающей среды от загряз-
нения Геддеса также считают предшественником движения «зеленых».
В 70-е гг. призыв к «глобальному» мышлению и «локальным» действи-
ям стал ключевым для движения экологов, которые задолго до появле-
ния природоохранных норм призывали людей сделать то, что от них
зависит, для защиты
окружающей среды. В качестве девиза этот тезис
был также выдвинут на состоявшейся в Вашингтоне в 1980 г. конфе-
ренции Всемирного общества исследователей будущего (World Future
Society) – международной организации, объединяющей специалистов
в области футурологии, основанной в 1966 г.
Явление глокализации представляет собой адаптивную форму
глобализации, т. е. вместо тотальной унификации допускается, даже
признается необходимым существование незначительных различий,
но
тем самым процесс унификации просто растягивается во времени.
Критическое осмысление глобальных проблем современности
проходит несколько этапов в своем становлении.
Первыми беспокойство по поводу грядущего будущего человече-
ства выразили в 30–40-е гг. ХХ в. писатели-антиутописты (О. Хаксли,
Дж. Оруэлл, Е. Замятин).
В 60-е гг. ХХ века появляется новое исследовательское направле-
ниефутурология
. Появление этого термина связывают с работой не-
мецкого социолога О. Флехтгейма «История и футурология», опубли-
кованной еще в 1943 г. В ней была выдвинута идея создания «объек-
тивной философии будущего». Флехтгейм полагал, что человечество
должно преодолеть существующие противоречия и прийти к созданию
единого планетарного сообщества. Он считал, что футурология долж-
на внести
важный вклад в решение таких глобальных проблем совре-
менности, как войны, голод, нищета и перенаселение, избавление от
эксплуатации и угнетения, демократизация государства и общества,
защита природной среды, т. е. экологическая проблема.
В 60-е гг. вследствие возросшей потребности в прогнозировании
термин «футурология» был востребован и им стали обозначать «науку
9
Гидденс, Э. Ускольз ающ ий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гид-
денс. – М.: Весь мир, 2004.С. 30.