История экономических учений. Биндер А.И. - 102 стр.

UptoLike

Составители: 

104
ЛЕКЦИЯ 13. РУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
До настоящего момента история экономической мысли рассматривалась в
ограниченных пределах западноевропейской экономической мысли. И это не случайно, так
как именно последняя оказала решающее влияние на формирование современныx
представлений о законах и механизме функционирования рыночной системы хозяйства. Тем
не менее, представляет значительный интерес история развития русской экономической
мысли, отличающаяся определенным своеобразием. В рамках данного курса невозможно
проанализировать взгляды всех видных представителей русской экономической мысли,
поэтому акцент будет сделан на специфике последней, на том, что отличает ее от
западноевропейской экономической мысли и на том вкладе, который внесли русские ученые
в мировую экономическую науку. Специфические же особенности «стержневой» русской эко-
номической мысли (по отношению к основному течению экономической мысли Запада
сводятся к следующему.
Во-первых, большинству работ русских экономистов в высокой мере присущ дух
социал-экономического реформаторства. Это объясняется как внутренними условиями
развития страны, так и сильным влиянием марксизма на все течения русской экономической
мысли начиная со второй половины девятнадцатого века.
Во-вторых, для большинства экономистов России особое значение имеет
крестьянский вопрос и весь комплекс связанных с этим социально-экономических проблем.
В-третьих, в российской экономической мысли всегда большое значение
придавалось общественному сознанию, этике, активной роли политики, другими словами,
внеэкономическим факторам.
Можно назвать ряд российских традиций и особенностей, которые лучше помогут
понять специфику русской экономической мысли. Хорошо известно, что в России, в отличие
от Центральной и Западной Европы, не получило юридического закрепления римское право
собственности, опирающееся на хорошо организованную базу юридических уложений.
Именно там многовековая культура частной собственности развила такое качество
экономической личности, как хозяйственный индивидуализм и экономический рационализм.
В России же на протяжении многих веков хозяйство было основано не на частной
собственности, а на своеобразном сочетании общинного пользования землей и власти
государства, выступающего в роли высшего собственника. Это оказало существенное
влияние на отношение к институту частной собственности, наложив на него
соответствующий нравственно-этический отпечаток. Русскому человеку свойственно
убеждение, что «человек выше принципа собственности». Не случайно в русском
менталитете идею «естественного права», которая является основой западноевропейской
цивилизации, заменяли идеалы добродетели, справедливости и правды. Это определяет
русскую социальную мораль и экономическое поведение. И потому явление «кающегося
дворянства» — особенность чисто русская.
Еще одна российская традициясклонность к утопическому мышлению,
стремление мыслить не реалиями, а образами желаемого будущего. С этим же связана
традиция полагаться на «авось», неприязнь к точным расчетам, строгой деловой орга-
низации.
Характерной чертой русского менталитета является" также стремление к соборности
(добровольному объединению людей для общих действий независимо от имущественного и
сословного неравенства) и солидарности, которые реализуются в коллективных формах
труда и владения собственностью.
Что касается хозяйственных российских традиций, то несмотря на их многообразие,
они на протяжении веков складывались вокруг двух осевых линий: традиции
огосударствления и традиции общинности. Централизованное регулирование и социальные
гарантиитаковы наиболее важные формы их проявлений. Что касается традиций мелкого
и среднего предпринимательства, то в дореволюционной России как общенародная тра-
диция они только зарождалась. Зато крупное предпринимательствосуществовало
издревле и тяготело оно с самого начала к казнекняжеской, а затем и государственной.
Более того, начиная со времен царствования Петра Первого крупное предпринимательство
взяло четкую ориентацию на военно-промышленный комплекс, и эта ориентация на
протяжении трех веков превратилась в прочную национальную традицию.
                                         104

                  ЛЕКЦИЯ 13. РУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
       До настоящего момента история экономической мысли рассматривалась в
ограниченных пределах западноевропейской экономической мысли. И это не случайно, так
как именно последняя оказала решающее влияние на формирование современныx
представлений о законах и механизме функционирования рыночной системы хозяйства. Тем
не менее, представляет значительный интерес история развития русской экономической
мысли, отличающаяся определенным своеобразием. В рамках данного курса невозможно
проанализировать взгляды всех видных представителей русской экономической мысли,
поэтому акцент будет сделан на специфике последней, на том, что отличает ее от
западноевропейской экономической мысли и на том вкладе, который внесли русские ученые
в мировую экономическую науку. Специфические же особенности «стержневой» русской эко-
номической мысли (по отношению к основному течению экономической мысли Запада
сводятся к следующему.
       Во-первых, большинству работ русских экономистов в высокой мере присущ дух
социал-экономического реформаторства. Это объясняется как внутренними условиями
развития страны, так и сильным влиянием марксизма на все течения русской экономической
мысли начиная со второй половины девятнадцатого века.
       Во-вторых, для большинства экономистов России особое значение имеет
крестьянский вопрос и весь комплекс связанных с этим социально-экономических проблем.
       В-третьих, в российской экономической мысли всегда большое значение
придавалось общественному сознанию, этике, активной роли политики, другими словами,
внеэкономическим факторам.
       Можно назвать ряд российских традиций и особенностей, которые лучше помогут
понять специфику русской экономической мысли. Хорошо известно, что в России, в отличие
от Центральной и Западной Европы, не получило юридического закрепления римское право
собственности, опирающееся на хорошо организованную базу юридических уложений.
Именно там многовековая культура частной собственности развила такое качество
экономической личности, как хозяйственный индивидуализм и экономический рационализм.
В России же на протяжении многих веков хозяйство было основано не на частной
собственности, а на своеобразном сочетании общинного пользования землей и власти
государства, выступающего в роли высшего собственника. Это оказало существенное
влияние на отношение к институту частной собственности, наложив на него
соответствующий нравственно-этический отпечаток. Русскому человеку свойственно
убеждение, что «человек выше принципа собственности». Не случайно в русском
менталитете идею «естественного права», которая является основой западноевропейской
цивилизации, заменяли идеалы добродетели, справедливости и правды. Это определяет
русскую социальную мораль и экономическое поведение. И потому явление «кающегося
дворянства» — особенность чисто русская.
       Еще одна российская традиция — склонность к утопическому мышлению,
стремление мыслить не реалиями, а образами желаемого будущего. С этим же связана
традиция полагаться на «авось», неприязнь к точным расчетам, строгой деловой орга-
низации.
       Характерной чертой русского менталитета является" также стремление к соборности
(добровольному объединению людей для общих действий независимо от имущественного и
сословного неравенства) и солидарности, которые реализуются в коллективных формах
труда и владения собственностью.
       Что касается хозяйственных российских традиций, то несмотря на их многообразие,
они на протяжении веков складывались вокруг двух осевых линий: традиции
огосударствления и традиции общинности. Централизованное регулирование и социальные
гарантии — таковы наиболее важные формы их проявлений. Что касается традиций мелкого
и среднего предпринимательства, то в дореволюционной России как общенародная тра-
диция они только зарождалась. Зато крупное предпринимательство — существовало
издревле и тяготело оно с самого начала к казне — княжеской, а затем и государственной.
Более того, начиная со времен царствования Петра Первого крупное предпринимательство
взяло четкую ориентацию на военно-промышленный комплекс, и эта ориентация на
протяжении трех веков превратилась в прочную национальную традицию.