Основы творческой деятельности журналиста. Бобков А.К. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

5
Это были гипсовые оттиски на площадях и улицах Древнего Рима в I веке
до н.э. для всеобщего обозрения.
В Москве глашатаи выкрикивали новости на Ивановской площади.
До наших дней дошла поговорка «Орать на всю Ивановскую».
Информационные потоки шли не только от предшественников жур-
нализма, но летописцев-историков, ученых-популяризаторов, религиозных
проповедников
, гуманистов-просветителей, литературоведов-публицистов.
Они способствовали зарождению и формированию журналистской про-
фессии.
Но, журналистика могла развернуться лишь с появлением печатных
периодических изданий, возникших в Европе в XVI веке, в России в XVII
веке.
В России предшественницей печатной газеты была газета «Куранты»
Вестовые письма»). Первым официальным редактором первой россий-
ской печатной газеты «Ведомости
» (14 января 1703 г.) был директор Пе-
чатного двора в Москве Федор Поликарпов.
Положение литератора, журналиста в России всегда было тяжелым.
Им доставались дубинки, пощечины, немилость властей. Эпоха начала
журналистской профессии в России и других странахэто эпоха персо-
нального журнализма. Газету издавал один человек
или узкий круг лиц.
Зачастую один человек являлся и автором, и редактором, и учредителем
издания.
Массовой журналистика стала после отмены крепостного права.
Массовым и по тиражам, и по количеству читателей, и по числу журнали-
стов в редакциях. Коммерческая выгода заставляет выпускать массовые
бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Увеличи-
ваются рекламные отделы. Соответственно этому выделяется два типа
журналистики:
1) солидная, серьезная;
2) желтая, бульварная.
В России до начала ХХ века не существовало ни одного учебного за-
ведения, которое готовило бы журналистов. Типичный портрет скандаль-
ного репортера Шлепкина нарисовал А. П. Чехов в рассказе «Два газетчи-
ка». Шлепкин может извлечь выгоду из
любой темы, даже о выеденном
яйце.
Дореволюционная журналистика знала замечательных репортеров
профессионалов, мастеров своего дела, умеющих быть «мобильными, на-
ходчивыми, остроумными и подчас смелыми людьми…», – писал
Б. И. Есин
2
. Известный репортер Влас Дорошевич говорил о необходимо-
сти поднять престиж профессии репортера
3
.
После 1917 года журналистика изменилась, другими стали требова-
ния к журналисту. Он должен был стать идеологическим проводником и
2
Есин Б. И. Краткий очерк развития газетного дела в России XVIII-XIX веков. – С. 49.
3
Дорошевич В. Репортер // Журналист. – 1980. - 10. – С. 78-80.
Это были гипсовые оттиски на площадях и улицах Древнего Рима в I веке
до н.э. для всеобщего обозрения.
      В Москве глашатаи выкрикивали новости на Ивановской площади.
До наших дней дошла поговорка «Орать на всю Ивановскую».
      Информационные потоки шли не только от предшественников жур-
нализма, но летописцев-историков, ученых-популяризаторов, религиозных
проповедников, гуманистов-просветителей, литературоведов-публицистов.
Они способствовали зарождению и формированию журналистской про-
фессии.
      Но, журналистика могла развернуться лишь с появлением печатных
периодических изданий, возникших в Европе в XVI веке, в России в XVII
веке.
      В России предшественницей печатной газеты была газета «Куранты»
(«Вестовые письма»). Первым официальным редактором первой россий-
ской печатной газеты «Ведомости» (14 января 1703 г.) был директор Пе-
чатного двора в Москве Федор Поликарпов.
      Положение литератора, журналиста в России всегда было тяжелым.
Им доставались дубинки, пощечины, немилость властей. Эпоха начала
журналистской профессии в России и других странах – это эпоха персо-
нального журнализма. Газету издавал один человек или узкий круг лиц.
Зачастую один человек являлся и автором, и редактором, и учредителем
издания.
      Массовой журналистика стала после отмены крепостного права.
Массовым и по тиражам, и по количеству читателей, и по числу журнали-
стов в редакциях. Коммерческая выгода заставляет выпускать массовые
бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Увеличи-
ваются рекламные отделы. Соответственно этому выделяется два типа
журналистики:
      1) солидная, серьезная;
      2) желтая, бульварная.
      В России до начала ХХ века не существовало ни одного учебного за-
ведения, которое готовило бы журналистов. Типичный портрет скандаль-
ного репортера Шлепкина нарисовал А. П. Чехов в рассказе «Два газетчи-
ка». Шлепкин может извлечь выгоду из любой темы, даже о выеденном
яйце.
      Дореволюционная журналистика знала замечательных репортеров –
профессионалов, мастеров своего дела, умеющих быть «мобильными, на-
ходчивыми, остроумными и подчас смелыми людьми…», – писал
Б. И. Есин2. Известный репортер Влас Дорошевич говорил о необходимо-
сти поднять престиж профессии репортера3.
      После 1917 года журналистика изменилась, другими стали требова-
ния к журналисту. Он должен был стать идеологическим проводником и
2
    Есин Б. И. Краткий очерк развития газетного дела в России XVIII-XIX веков. – С. 49.
3
    Дорошевич В. Репортер // Журналист. – 1980. - № 10. – С. 78-80.


                                                     5