Составители:
Рубрика:
3
ВВЕДЕНИЕ
В современной европейской культуре философская герменевтика вы-
ступает в качестве одного из важнейших ферментов ее роста, побудите-
лей интеллект уальног о движения и продуктивности. В целом философ-
ская герменевтика может интерпретироваться как своеобразный синтез
новог о историзма с философией культуры, возникший как специфичес-
кий сплав интеллектуально-художнических исканий и прорицаний ро-
мантиков начала XIX в. с серией универсальных доктрин, родившихся на
почве философии жизни и феноменологии.
Известно, что любой текст, рассказ, произведение искусства и, на-
конец, просто речь требуют истолкования, и без процедур, которые по-
зволяют понять сказанное или написанное, мы вряд ли обходимся. Столь
же очевидно и то, что данные процедуры могут быть и не тематизиро-
ваны, а сам процесс понимания вполне может обойтись без четко очер-
ченного дисциплинарного научного прост ранства. (Изве стный литера-
турный персонаж ме сье Журден говорил прозой, не понимая этого.)
Вместе с тем дисциплина, ставящая перед собой проблемы истолкова-
ния и интерпрет ации, т. е. выстраивающая определенный методологи-
ческий и дисциплинарный горизонт, существует достаточно давно и
именуется герменевтикой.
Изучение понимания текстов получило свое наименование, восходя-
щее к Гермесу – вестнику богов, другу пастухов, воров, бродячих тор-
говцев, богу удачи. Первоначально Гермес выступал как бог, указываю-
щий путь, и дорожные указатели – гермы – символизировали собой те
черты, которые действительно присущи пониманию: понять – означало
найти правильное направление, пройти по пути, ведущему к продук -
тивному смыслу. Однако следует обратить внимание на то важное об-
стоятельство, что герменевтика как таковая и философски ориентиро-
ванная герменевтика – достаточно отличные друг от друга проблемные
области. В философской герменевтике речь идет не про сто о выведе-
нии неких общих и возможно обязательных правил работы с текстом,
не только о формулировании определенных процедур истолкования, но
о понимании, смысле и истолковании ВООБЩЕ, как о фундаменте са-
мих существующих процедур и правил. По этому современная фило-
софская герменевтика выходит за рамки проблематики, связанной с тех-
никами и методологией интерпретации. Ка к отмечал один из
основоположников герменевтики XX века Х.-Г. Гадамер, вопросы о кон-