Философская герменевтика: история и современность. Богданов Е.В. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
онто логизацию герменевтики, так как процедуры ист олкования замеща-
ли не только необходимость обращения к данным опыта, но и любую
научную деятельность (конечно, в современном ее понимании). Зада чи,
которые была призвана решать средневековая герменевтика, вытекали
именно из особого статуса Священного текста, в котором была запечат-
лена вся, и целиком, истина. Необхо димо не обращения к практике, опы-
ту, ощущению, но то лько правильное исто лков ание того, что уже записа-
но. Причем истолкование должно было, во-первых, устранять
противоречия в самом текстовом массиве, что достигалось через отсылку
к контексту с помощью символов и аллегорий; во-в торых, согласовывать
реальность с текстом; в-третьих, согласовывать изменяющие условия
жизни с теми текстами, которые были написаны в от личном по времени
и к ультуре контексте. Таким образом, текст Священного писания обрас-
тал комментариями, постановлениями Соборов, посланиями иерархов,
канонических авторитетов и т. п.
Ренессансный гуманизм и немецкий протестантизм по дготовили поч-
ву для о свобождения герменевтики от религиозного догматизма. В на-
чале XIX века, особенно в работах Фридриха Шлейермахера, герменев-
тика развивается как метод подхода к тексту вообще: герменевтика
превращается в универсальное учение о понимании и истолковании.
Именно Шлейермахер предложил рассматривать текст не как простран-
ство выражения мыслей, но как выражение душевной жизни автора
текста. Подобный «дрейф» в сторону психологизации процесса пони-
мания исторически был обусловлен тем обстоятельством, что еще не
существовало развитых семиотических средств, логико-семантических
приемов и т. д. Вильгельм Дильтей, другой немецкий философ, видев-
ший в герменевтике метод историко-гуманитарного познания, в отли-
чие от познания естественно-научного, на основе идей Ф. Шлейермахе-
ра разработал свою концепцию опис ательной психологии ка к
понимающей науки.
В первой половине XX века происходит ряд важнейших для судьбы
герменевтики событий в философии: Эдмунд Гуссерль формулирует
свой феноменологический метод, а его ученик Мартин Хайдеггер, со-
вершив «онтологиче ский поворот» в фило софии, осуществляет, по
выражению Поля Рикера, «феноменологическую прививку» к герме-
невтике, тем самым суще ственно расширяя предмет философской гер-
меневтики. Феноменология, не являясь собственно герменевтической
дисциплиной, во многом обогатила герменевтику. Основой синтеза яв-