Философская герменевтика: история и современность. Богданов Е.В. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

6
лялась традиционная формула: «понимание есть постижение смысла».
Однако в традиционной герменевтике понятие «смысл» четко не опре-
делялось: смысл дан (явлен) как нечто внешнее, как идеальное и транс-
цендентное бытие, на которое и направлен герменевтиче ский интерес.
Иными словами, смысл рассматривался либо как нечто интуитивно яс-
ное, либо же его понятие заимствовалось из других познавательных об-
ластей. Понимание, как постигающий акт, структурно состоит из по-
знавающе-осмысляющего разума и объекта понимающей деятельности,
который может быть назван текстом. В данном случае «текст» предпо-
лагает само е широкое толкование: этоне только письменный источ-
ник, но и вся знаково-символическая информационная система произ-
вольной приро ды, являющаяся резу льтат о м познавательно-созидательной
деятельно сти. Текст в герменевтике рассматривался как «застывшая
речь» (Ф. Шлейермахер), как «факт» (М. Хайдеггер). Текстэто свое-
го рода зеркало, в котором запечатлены как субъективно-психологичес-
кие особенности его автора, так и специфика эпохи и времени. Сам по
себе текст есть продукт порождения языка как объективной реальнос-
ти, норм и законов речевой деятельности, стиля мышления. Эта объек-
тивность преломляется в деятельности создателя текста, оставаясь пред-
посылкой, скрытым моментом предпонимания. Она очерчивает собой
горизонт понимания, улавливания смысла, выход за которыйесть удел
немногих (тех, кого можно назвать творцами языка). Только они спо-
собны обрести свободу самовыражения. Когда же языковое сообщество
усваивает новое, тог да горизонт вновь смыкает ся.
Для герменевтической проблематики важным является момент того,
что язык имеет независимое, внешнее бытие; он оказывает давление на
человекаязык говорит нами», по словам М. Хайдеггера), порождает-
ся внешней необходимостью общения и «чисто внутренними потребно-
стями человека» (Г. Шпет). Язык одновременно и развивает мир чело-
века и содержит в себе мировоззренческое ядро: последним единством
языкового сознания является культурное сознание. «Такие обнаруже-
ния культурного сознания, как искусство, нау ка, право и т. д., – не
новые принципы, а модификации и формы единого культурного созна-
ния, имеющие в языке архетип и начало. Философия языка в этом смысле
есть принципиальная основа философии культуры» (Г. Шпет). Язык
это не просто достояние автора текста или субъекта речи, но то, что
имеет отношение к миру вообще, поскольку мир является своего рода
текстом. В XX веке инструментализм герменевтики становится онто-