История и теория культуры. Богородская О.Е - 40 стр.

UptoLike

40
Так или иначе ярче всего конструктивизм проявился в советской архитекту-
ре и театральном искусстве (декорации).
Среди крупнейших представителей конструктивизма - советские архитекто-
ры В. Татлин, братья Веснины, И. Голосов.
КОРАН (араб. - декламация, чтение) - главный источник вероучения исла-
ма, собрание поучений, речей и заповедей Мухаммеда (ок.570 - 632 гг.). Мухам-
мед сообщал их своим последователям
, начиная с 609 года в Мекке и Медине,
как откровения Бога, ниспосланные ему через Святого Духа.
Коран состоит из 114 глав (суры), которые традиционно делятся на "меккан-
ские" (возникли до 622 года) и "мединские" (возникли в 622 - 632 годах). В мек-
канских сурах преобладает проповедь единобожия, обличение идолопоклонни-
ков, эсхатология; в мединских сурах главное внимание
уделено правовым вопро-
сам, полемике с иудеями и христианами, закреплению обязанностей верующего.
Притчевый характер сближает Коран с Библией. Речь Аллаха в Коране пере-
дается от первого лица, содержит восхваления, клятвы и заклинания.
Коран был впервые переведен на латинский язык около 1142 года, а на рус-
ский - в 1877 году.
КОСМОС - в мифологической модели
мира - мироздание, миропорядок,
противоположный хаосу.
КРЕСТ - один из древнейших универсальных символов человечества. Куль-
товый знак, который восходит к каменному веку. Имел повсеместное распро-
странение, его изображение фигурирует в орнаментах Африки, Океании, доко-
лумбовой Америки. Очень часто крест как культовый символ или декоративный
мотив встречается в памятниках Восточной Европы и Передней
Азии (современ-
ные Турция, Иран, Сирия, север Ирака).
В Аккаде и Вавилоне крест служил символом солнечного божества, так же
как в Америке у ацтеков и майя. Возможно, что изначально форма креста проис-
ходила от схематического изображения летящей птицы. Позднее крест стал сол-
нечным символом, т.к. древние люди уподобляли солнце летящей
в небе птице.
Солнце представлялось птицей у древних славян, германцев, индейцев Америки.
В Месопотамии орел был символом полуденного Солнца. Мифическая птица
Феникс, возрождающаяся из пепла, уподоблялась бессмертному солнцу. Крест,
таким образом, был символом жизни, бессмертия.
Символика креста неисчерпаема. Крест - это наглядное графическое вопло-
щение идеи центра. Он - универсальный символ единства
жизни и смерти, духа и
материи в их нерасторжимой взаимосвязи. Кроме того, он выражает единство ос-
новных полярных начал - мужского и женского.
Велико значение креста как символа перекрестка. Крест как принцип соеди-
нения четырех противоположных друг другу точек имеет сакральный смысл,
представляя место, в котором все вещи, "все и вся" сходятся
между собой, крест
воплощает идею неограниченных возможностей.
     Так или иначе ярче всего конструктивизм проявился в советской архитекту-
ре и театральном искусстве (декорации).
     Среди крупнейших представителей конструктивизма - советские архитекто-
ры В. Татлин, братья Веснины, И. Голосов.
     КОРАН (араб. - декламация, чтение) - главный источник вероучения исла-
ма, собрание поучений, речей и заповедей Мухаммеда (ок.570 - 632 гг.). Мухам-
мед сообщал их своим последователям, начиная с 609 года в Мекке и Медине,
как откровения Бога, ниспосланные ему через Святого Духа.
     Коран состоит из 114 глав (суры), которые традиционно делятся на "меккан-
ские" (возникли до 622 года) и "мединские" (возникли в 622 - 632 годах). В мек-
канских сурах преобладает проповедь единобожия, обличение идолопоклонни-
ков, эсхатология; в мединских сурах главное внимание уделено правовым вопро-
сам, полемике с иудеями и христианами, закреплению обязанностей верующего.
     Притчевый характер сближает Коран с Библией. Речь Аллаха в Коране пере-
дается от первого лица, содержит восхваления, клятвы и заклинания.
     Коран был впервые переведен на латинский язык около 1142 года, а на рус-
ский - в 1877 году.
    КОСМОС - в мифологической модели мира - мироздание, миропорядок,
противоположный хаосу.
     КРЕСТ - один из древнейших универсальных символов человечества. Куль-
товый знак, который восходит к каменному веку. Имел повсеместное распро-
странение, его изображение фигурирует в орнаментах Африки, Океании, доко-
лумбовой Америки. Очень часто крест как культовый символ или декоративный
мотив встречается в памятниках Восточной Европы и Передней Азии (современ-
ные Турция, Иран, Сирия, север Ирака).
     В Аккаде и Вавилоне крест служил символом солнечного божества, так же
как в Америке у ацтеков и майя. Возможно, что изначально форма креста проис-
ходила от схематического изображения летящей птицы. Позднее крест стал сол-
нечным символом, т.к. древние люди уподобляли солнце летящей в небе птице.
Солнце представлялось птицей у древних славян, германцев, индейцев Америки.
В Месопотамии орел был символом полуденного Солнца. Мифическая птица
Феникс, возрождающаяся из пепла, уподоблялась бессмертному солнцу. Крест,
таким образом, был символом жизни, бессмертия.
     Символика креста неисчерпаема. Крест - это наглядное графическое вопло-
щение идеи центра. Он - универсальный символ единства жизни и смерти, духа и
материи в их нерасторжимой взаимосвязи. Кроме того, он выражает единство ос-
новных полярных начал - мужского и женского.
     Велико значение креста как символа перекрестка. Крест как принцип соеди-
нения четырех противоположных друг другу точек имеет сакральный смысл,
представляя место, в котором все вещи, "все и вся" сходятся между собой, крест
воплощает идею неограниченных возможностей.


                                      40