История и теория культуры. Богородская О.Е - 42 стр.

UptoLike

42
Круг выступает как универсальная проекция шара. Круг часто символизиру-
ет Солнце - и на основании его формы, и в силу кругового характера его суточно-
го и годового движения.
Во временном плане идея круга находит еще более полное воплощение. Су-
точное и годовое движение Солнца соединяло цикличность времени с циклично-
стью пространства, что
уже в более позднее время нашло отражение в структуре
мегалических сооружений (см. мегалиты
), связанных с астрономическим счетом
времени.
Круг является и символом пантеона, и эмблемой отдельных богов. Харак-
терно, что и "земные боги" - цари - также нередко использовали круг в качестве
эмблемы своего могущества и власти (например, держава - знак царской власти у
русских царей). Следует отметить также почти универсально распространенную
связь круга и других
круглых форм с женским началом.
КУБИЗМ (франц. - куб) - авангардистское течение в изобразительном ис-
кусстве (преимущественно в живописи) первой четверти ХХ века.
Впервые термин появился во французской критике как насмешливое про-
звище художников, изображающих предметный мир в виде комбинаций пра-
вильных геометрических объемов (куба, шара, цилиндра, конуса). Сводя к мини-
муму,
а зачастую и вовсе отказываясь от познавательных функций искусства, ку-
бисты обратились к формальным экспериментам - конструированию объемной
формы на плоскости, выявлению простых устойчивых геометрических форм,
разложению сложных форм на простые.
Кубизм зародился во Франции (Ж. Брак, П. Пикассо), затем распространился
по многим странам Европы и в США как новая школа авангарда
.
Наиболее ярко черты кубизма проявились в творчестве П. Пикассо. В России
главным представителем кубизма являлись К. Малевич, Л. Попова, А. Степанова,
Д. Бурлюк. Художники объединились в общества "Бубновый валет", "Ослиный
хвост", "Союз молодежи".
Как самостоятельное течение кубизм развивался в первое двадцатилетие ХХ
века.
Позднее кубизм переродился в абстрактное
искусство. Отдельные элементы
кубизма использовались и в футуризме
.
КУПОЛ - покрытие здания частью сферы, эллипса, многогранника, зонтика.
Одно из самых древних купольных сооружений - древнеримский Пантеон, пере-
строенный архитектором Аполлодором Дамасским в 118 - 125 гг. из терм. Это
грандиозный круглый по форме храм, перекрытый сферической чашей купола
диаметром 43 м. Пролет этот максимальный в римском зодчестве, непревзойден-
ный и в последующие века.
Широкое
применение купол нашел в крестово-купольных композициях в
Византии в IX в., а затем - на Руси. В русском каменном зодчестве крестово-
купольная композиция была господствующей вплоть до XVIII века.
     Круг выступает как универсальная проекция шара. Круг часто символизиру-
ет Солнце - и на основании его формы, и в силу кругового характера его суточно-
го и годового движения.
     Во временном плане идея круга находит еще более полное воплощение. Су-
точное и годовое движение Солнца соединяло цикличность времени с циклично-
стью пространства, что уже в более позднее время нашло отражение в структуре
мегалических сооружений (см. мегалиты), связанных с астрономическим счетом
времени.
     Круг является и символом пантеона, и эмблемой отдельных богов. Харак-
терно, что и "земные боги" - цари - также нередко использовали круг в качестве
эмблемы своего могущества и власти (например, держава - знак царской власти у
русских царей). Следует отметить также почти универсально распространенную
связь круга и других круглых форм с женским началом.
    КУБИЗМ (франц. - куб) - авангардистское течение в изобразительном ис-
кусстве (преимущественно в живописи) первой четверти ХХ века.
    Впервые термин появился во французской критике как насмешливое про-
звище художников, изображающих предметный мир в виде комбинаций пра-
вильных геометрических объемов (куба, шара, цилиндра, конуса). Сводя к мини-
муму, а зачастую и вовсе отказываясь от познавательных функций искусства, ку-
бисты обратились к формальным экспериментам - конструированию объемной
формы на плоскости, выявлению простых устойчивых геометрических форм,
разложению сложных форм на простые.
     Кубизм зародился во Франции (Ж. Брак, П. Пикассо), затем распространился
по многим странам Европы и в США как новая школа авангарда.
     Наиболее ярко черты кубизма проявились в творчестве П. Пикассо. В России
главным представителем кубизма являлись К. Малевич, Л. Попова, А. Степанова,
Д. Бурлюк. Художники объединились в общества "Бубновый валет", "Ослиный
хвост", "Союз молодежи".
    Как самостоятельное течение кубизм развивался в первое двадцатилетие ХХ
века.
    Позднее кубизм переродился в абстрактное искусство. Отдельные элементы
кубизма использовались и в футуризме.
    КУПОЛ - покрытие здания частью сферы, эллипса, многогранника, зонтика.
Одно из самых древних купольных сооружений - древнеримский Пантеон, пере-
строенный архитектором Аполлодором Дамасским в 118 - 125 гг. из терм. Это
грандиозный круглый по форме храм, перекрытый сферической чашей купола
диаметром 43 м. Пролет этот максимальный в римском зодчестве, непревзойден-
ный и в последующие века.
    Широкое применение купол нашел в крестово-купольных композициях в
Византии в IX в., а затем - на Руси. В русском каменном зодчестве крестово-
купольная композиция была господствующей вплоть до XVIII века.



                                      42