История и теория культуры. Богородская О.Е - 64 стр.

UptoLike

64
Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на внутреннюю
работу воспринимающего. Символ нельзя разъяснить, сведя к однозначной фор-
мулировке, поэтому его истолкование лишено формальной четкости точных на-
ук. Смысл символа реально существует только в определенном контексте внутри
ситуации общения, диалога: вникая в символ, мы не просто разбираем и рассмат-
риваем его как
объект, но одновременно позволяем его создателю обращаться к
нам и становиться партнером нашей духовной работы. Суть символа будет утра-
чена, если закрыть его бесконечную смысловую перспективу тем или иным
окончательным истолкованием.
Символ представляет собой наиболее законченную и вместе с тем универ-
сальную форму выражения человеческого бытия (см. крест, мировое древо,
круг).
СИМВОЛИЗМ (франц. - знак, символ) - направление в европейской худо-
жественной культуре конца XIX - начала ХХ веков 1870 - 1910 годов), сосредо-
точенное на художественном выражении содержания посредством символа -
многозначного, иносказательного образа.
Символизм - явление неоднородное и многосоставное. Его нельзя ограничи-
вать лишь поисками новых форм в искусстве. Это целая система философских,
этических, эстетических норм, связанных во
многом с настроениями и идеями
декаданса.
В основе теории символизма лежит учение о двух мирах: реальном и непо-
стижимом, непознаваемом мире, который находится за пределами чувственного
восприятия.
Именно этот скрытый мир - мир "идеальной сущности мира", "нетленной
Красоты" - может смутно ощущаться и угадываться путем таинственных намеков
и образов, символов.
Символисты проповедовали
культ красоты и свободного самовыражения по-
эта, художника. Символизму присущи мотивы декадентского индивидуализма,
трагическое предчувствие мировых социальных сдвигов, неприятие современно-
го им образа жизни.
Символизм зародился во французской живописи 60-х годов XIX века и дос-
тиг особого расцвета в изобразительном искусстве Франции и Германии. В Рос-
сии основной расцвет символизма наблюдался в
начале ХХ века преимуществен-
но в литературе и театре.
Представителями символизма в литературе были А. Блок, А. Белый, Ф. Со-
логуб и др.; в изобразительном искусстве - П. Гоген, М. Чюрленис, М. Врубель и
др.
СИНКРЕТИЗМ (греч. - соединение). - 1. Нерасчлененность, характери-
зующая неразвитое состояние какого-либо явления. 2. Смешение, неорганиче-
ское слияние разнородных
элементов (например, различных культов и религиоз-
ных систем в поздней античности).
     Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на внутреннюю
работу воспринимающего. Символ нельзя разъяснить, сведя к однозначной фор-
мулировке, поэтому его истолкование лишено формальной четкости точных на-
ук. Смысл символа реально существует только в определенном контексте внутри
ситуации общения, диалога: вникая в символ, мы не просто разбираем и рассмат-
риваем его как объект, но одновременно позволяем его создателю обращаться к
нам и становиться партнером нашей духовной работы. Суть символа будет утра-
чена, если закрыть его бесконечную смысловую перспективу тем или иным
окончательным истолкованием.
     Символ представляет собой наиболее законченную и вместе с тем универ-
сальную форму выражения человеческого бытия (см. крест, мировое древо, круг).
     СИМВОЛИЗМ (франц. - знак, символ) - направление в европейской худо-
жественной культуре конца XIX - начала ХХ веков 1870 - 1910 годов), сосредо-
точенное на художественном выражении содержания посредством символа -
многозначного, иносказательного образа.
     Символизм - явление неоднородное и многосоставное. Его нельзя ограничи-
вать лишь поисками новых форм в искусстве. Это целая система философских,
этических, эстетических норм, связанных во многом с настроениями и идеями
декаданса.
     В основе теории символизма лежит учение о двух мирах: реальном и непо-
стижимом, непознаваемом мире, который находится за пределами чувственного
восприятия.
     Именно этот скрытый мир - мир "идеальной сущности мира", "нетленной
Красоты" - может смутно ощущаться и угадываться путем таинственных намеков
и образов, символов.
     Символисты проповедовали культ красоты и свободного самовыражения по-
эта, художника. Символизму присущи мотивы декадентского индивидуализма,
трагическое предчувствие мировых социальных сдвигов, неприятие современно-
го им образа жизни.
     Символизм зародился во французской живописи 60-х годов XIX века и дос-
тиг особого расцвета в изобразительном искусстве Франции и Германии. В Рос-
сии основной расцвет символизма наблюдался в начале ХХ века преимуществен-
но в литературе и театре.
     Представителями символизма в литературе были А. Блок, А. Белый, Ф. Со-
логуб и др.; в изобразительном искусстве - П. Гоген, М. Чюрленис, М. Врубель и
др.
    СИНКРЕТИЗМ (греч. - соединение). - 1. Нерасчлененность, характери-
зующая неразвитое состояние какого-либо явления. 2. Смешение, неорганиче-
ское слияние разнородных элементов (например, различных культов и религиоз-
ных систем в поздней античности).




                                     64