История и теория культуры. Богородская О.Е - 73 стр.

UptoLike

73
Средняя часть храма, отделенная алтарной преградой, рассматривается как
символ бытия небесного - сферы, где живут ангелы и праведные люди в потусто-
роннем мире.
Наконец, притвор символизирует окружающий человека земной мир, подчи-
ненный законам времени и пространства.
Храм, как модель мира, строго сориентирован по сторонам горизонта. К вос-
току, т.е. к свету
, к светлому раю, обращена главная часть храма - алтарь, а его
западная часть соответственно отождествляется со страной мрака, холода и смер-
ти.
В христианстве, особенно в его православной ветви, часто встречается упо-
добление храма кораблю (Ноеву ковчегу), несущему верующих на восток, к спа-
сению. Такой образ совместим с внешним примитивным восприятием
крестово-
купольного храма: купола - паруса, апсида
- нос корабля, колокольня - мачта и
т.д.
В православном храме заложена также и антропологическая символика. Еще
в Византии трехчленное деление внутреннего пространства храма уподобляли
тройственному составу человека: дух (алтарь); душа (центральное помещение);
тело (притвор).
Интересно, что "очеловечивание" храма нашло яркое отражение в русских
названиях частей храма: купол называется главою; поставлена
глава на барабан -
шею; основание храма - подошва; окна - очи; защитные от дождя выступы над
окнами - бровки и т.д.
Важное место в архитектуре храма занимает числовая символика. Так, сим-
волично число куполов: один купол символизирует единство Бога; два соответ-
ствуют естеству Иисуса (богочеловек); три символизируют Святую Троицу; че-
тыре - четыре Евангелия
, пять - четырех евангелистов и Христа; семь - семь та-
инств церкви; девять - число ангельских чинов; двенадцать - апостолов и т.д.
Символическое значение имеют любые архитектурные детали храма, а также
все предметы, находящиеся в нем.
Так, например, обычно своды крестово-купольного храма опираются на че-
тыре массивных столба, символизирующих четыре Евангелия. Основной
частью
алтаря является престол - возвышение, символизирующее гроб Господень или
престол Святой Троицы и т.д. Следует отметить, что символическая трактовка
архитектурных форм и убранства храма остается неизменной во всем периоде
существования православных храмов.
ХРИСТИАНСТВО - одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом
и
исламом
). Имеет три основных направления: католицизм, православие, протес-
тантизм. Все их объединяет вера в Иисуса Христа, как богочеловека, спасителя
мира, который был послан на землю, чтобы искупить грехи человечества. Глав-
ным источником вероучения является Священное Писание (Библия
, особенно ее
вторая часть - Новый Завет).
Христианство возникло в I веке н.э. в восточной провинции Римской импе-
рии (в Палестине) как религия угнетенных и долгое время преследовалась рим-
     Средняя часть храма, отделенная алтарной преградой, рассматривается как
символ бытия небесного - сферы, где живут ангелы и праведные люди в потусто-
роннем мире.
     Наконец, притвор символизирует окружающий человека земной мир, подчи-
ненный законам времени и пространства.
     Храм, как модель мира, строго сориентирован по сторонам горизонта. К вос-
току, т.е. к свету, к светлому раю, обращена главная часть храма - алтарь, а его
западная часть соответственно отождествляется со страной мрака, холода и смер-
ти.
     В христианстве, особенно в его православной ветви, часто встречается упо-
добление храма кораблю (Ноеву ковчегу), несущему верующих на восток, к спа-
сению. Такой образ совместим с внешним примитивным восприятием крестово-
купольного храма: купола - паруса, апсида - нос корабля, колокольня - мачта и
т.д.
     В православном храме заложена также и антропологическая символика. Еще
в Византии трехчленное деление внутреннего пространства храма уподобляли
тройственному составу человека: дух (алтарь); душа (центральное помещение);
тело (притвор).
     Интересно, что "очеловечивание" храма нашло яркое отражение в русских
названиях частей храма: купол называется главою; поставлена глава на барабан -
шею; основание храма - подошва; окна - очи; защитные от дождя выступы над
окнами - бровки и т.д.
     Важное место в архитектуре храма занимает числовая символика. Так, сим-
волично число куполов: один купол символизирует единство Бога; два соответ-
ствуют естеству Иисуса (богочеловек); три символизируют Святую Троицу; че-
тыре - четыре Евангелия, пять - четырех евангелистов и Христа; семь - семь та-
инств церкви; девять - число ангельских чинов; двенадцать - апостолов и т.д.
     Символическое значение имеют любые архитектурные детали храма, а также
все предметы, находящиеся в нем.
     Так, например, обычно своды крестово-купольного храма опираются на че-
тыре массивных столба, символизирующих четыре Евангелия. Основной частью
алтаря является престол - возвышение, символизирующее гроб Господень или
престол Святой Троицы и т.д. Следует отметить, что символическая трактовка
архитектурных форм и убранства храма остается неизменной во всем периоде
существования православных храмов.
    ХРИСТИАНСТВО - одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и
исламом). Имеет три основных направления: католицизм, православие, протес-
тантизм. Все их объединяет вера в Иисуса Христа, как богочеловека, спасителя
мира, который был послан на землю, чтобы искупить грехи человечества. Глав-
ным источником вероучения является Священное Писание (Библия, особенно ее
вторая часть - Новый Завет).
    Христианство возникло в I веке н.э. в восточной провинции Римской импе-
рии (в Палестине) как религия угнетенных и долгое время преследовалась рим-

                                      73